Реальное существование тактов в музыке

Надо показать учащимся реальное существование тактов в самой музыке, а не только в нотной записи. Педагог подчеркивает перед учащимися тот момент, что для русской народной песни характерна свобода музыкальной формы в целом и, в частности, размера. В связи со своеобразием строения народного стиха и народной декламации смена размера в русской народной песне происходит свободно, то есть размер непериодичен (вернее — не обязательно периодичен).

В статье «Русская народная песня как предмет науки» Серов писал: «Весьма понятно, что слух, приученный к общеевропейской музыке, при записывании русской песни нотами навяжет ей ритм, для нее чужой, и втиснет ее в неловкие для нее, узкие рамки, и тем исказит ее характер. В очень многих случаях правильное (т. е. периодическое.) деление на такты для русской песни — дело вовсе не подходящее». Далее Серов пишет, что нельзя смешивать такт с ритмом.

В следующих песнях акценты настолько своеобразно и свободно сочетаются с ладовыми моментами мелодии и настолько удалены друг от друга, что запись в размерах здесь весьма условна: ничего не изменилось бы в том случае, если бы размер не выставлялся:

Можно выписать ноты со словами и поместить по смыслу цезуры или выставить тактовые черты перед акцентами, не обозначая специально все время меняющихся размеров, как это и делает нередко в песнях даже более простого ритмического склада мастер народнопесенного склада композитор В. Захаров.