Метр и размер

При объяснении размера педагог может указать учащимся на то, что в музыкальном ритме непременно происходит чередование одинаковых долей-пульсаций, ощущаемых как равномерные удары. В процессе чередования долей в музыкальном движении выделяются сильные доли, разделяющие произведение на такты. В момент появления сильной доли такта в музыке всегда чувствуется акцент, который определяет размер и называется метрическим акцентом.

В одних случаях, как это происходит, например, в танцевальной музыке, метрические акценты возникают периодически. В других случаях они чередуются более свободно, неравномерно. Обычно непериодическое, несимметричное появление акцентов характерно для вокальной музыки и связано с поэтическим текстом и своеобразием стиха.

Как уже указывалось, метрический акцент всегда чувствуется на сильной доле такта, с которой он совпадает, и вовсе не требует непременно силового ударения. В момент появления ожидаемой сильной доли метрический акцент ощущается даже и в том случае, если звук в этот момент отсутствует (на паузе).

Такие «безударные» сильные доли свойственны ритмике русской лирической и протяжной песни, для стиля которой характерна ритмическая свобода. Учитывая важность русского народного песнетворчества для целей воспитания, естественно, следует уделить внимание ритмическим закономерностям русской песни.

Для правильного понимания учащимся существа такта необходимо предостеречь от распространенного представления о такте, как о клеточке, в которую укладывается определенное количество нот, а также от представления о тождественности такта и тактовой черты, которой может не быть вовсе.