Акцент

Переходя к более детальному рассмотрению разных сторон ритма, педагог должен уделить внимание вопросу об акценте.

Ритм — понятие общераспространенное. Всякий, говорящий о ритмичности явления, отлично представляет себе, что он имеет в виду. Однако проявление ритма в жизни весьма разнообразно.

Ритмичными нельзя назвать любые повторяющиеся движения или звуки. Ровное падение капель дождя, равномерные удары метронома, механического молота — все эти движения еще не содержат характерных черт ритмичности. Для ритма важно чередование не однородных явлений, а групп зрительных, слуховых и других впечатлений. Орнамент, в котором среди различных линий и красок выделяется центральный, периодически повторяющийся рисунок (геометрической фигуры, цветка и т. п.), образует ритмичность; сильный удар барабана, чередующийся с рядом более слабых, также образует ритмическое движение. Нет надобности указывать на ритмичность, проявляющуюся в поэзии, где чередуются ударные и неударные слоги, подчиняясь исследованию логических акцентов. Во всех случаях ритмические явления характеризуются главным их признаком: ряд однородных моментов группируется вокруг какого-то одного, более заметного. Этот более выделенный момент, который соотносится в нашем восприятии с другими, выделившимися из однородного ряда явлений, принято называть акцентом.

Неотрывность акцента от ритма

Акцент — важнейший элемент ритмической организации; он объединяет и вместе с тем оживляет, как бы осмысливает группы явлений и придает их последованию характер ритма.

Неотрывность акцента от ритма приводит к тому, что наше субъективное воспитание склонно зачастую приписывать акцент движению, которое объективно лишено его. Это легко проверить, если длительно слушать шаги за стеной: вскоре начинает казаться, что шагают на два, на четыре или на три, причем специальным усилием воли можно менять слышимый размер шага; то же наблюдается и при слушании равномерного падения капель дождя: начинает казаться, что в этой повторяемости есть какой-то порядок, а затем начинает ясно слышаться как бы акцентировка. Еще легче проверить это обстоятельство на метрономе или на ударах маятника: любой из парных ударов можно принять за акцентированный, после чего чередование «сильного» и «слабого» ударов будет следовать по инерции до тех пор, пока мы внутренним усилием не переакцентируем удары.