О характере временной организации музыкальных звуков

Индекс материала
О характере временной организации музыкальных звуков
Подводим итоги разбора песни

Приступая к рассмотрению темы о ритме, педагог должен подчеркнуть, что временные соотношения музыкальных звуков так же стройно организованы, как и их звуковысотные соотношения. Разные стороны этой организованности можно показать на примерах из музыкальной литературы и прежде всего на песнях.

Приведя для примера эту песню, педагог поясняет:

1. Указание скорости исполнения приведенной песни (медленно) приближенно определяет протяженность напева в целом и длительность каждого звука в отдельности. Темп всегда связан с характером движения, соответствующим содержанию песни.

2. Звуки мелодии чередуются в определенном соотношении длительностей: в данном случае после пауз появляются короткие звуки, предшествующие более долгим; перед паузами оказываются звуки еще большей протяженности; периодически появляется нота с точкой (пунктированная нота), а вслед за ней короткая шестнадцатая и т. д.

3. Песня расчленяется по смыслу на части: на фразы и предложения. В вокальной музыке смысловая расчлененность напева тесно связана с расчлененностью поэтического текста. В этой песне расчлененность мелодии легко устанавливается паузами, служащими вместе с тем знаками дыхания. Соотношение фраз и предложений, стройная согласованность частей песни между собой образуют ее форму. Данная песня в целом делится на две части: запев и припев. Внутри частей легко обнаружить, что двум коротким фразам противостоит одна долгая, суммирующая длительности обеих предыдущих («Споемте, друзья»+ «Ведь завтра в поход» = «уйдем в предрассветный туман»). В припеве после двух равных фраз с новым напевом появляются вновь три фразы в той же последовательности, в какой они появились во второй половине запева. Вся форма песни в целом симметрична по соотношению частей и отдельных смысловых построений внутри них.

4. В процессе интонирования или слушания этой песни можно ясно ощутить, что, помимо смысловой расчлененности напева, мелодическое движение пульсирует равными ударами и эти равномерные пульсации (доли) неодинаковы по силе их произнесения; одни звуки, в зависимости от того, на какую долю они приходятся, интонируются более ударно, более сильно, другие более слабо. Сами доли, следовательно, воспринимаются то как
сильные, то как слабые. В строгой размеренности, с которой чередуются доли-пульсации, в данном случае наблюдается следующая закономерность: из каждых четырех долей 1-я — самая сильная, 3-я — следующая по силе, а 2-я и 4-я — слабые. В нотной записи перед каждой сильной долей (акцентом) выставлена вертикальная черта. Размеренность смены сильных долей отмечаемая этими вертикальными чертами, вполне самостоятельно
расчленяет музыкальную ткань песни на такты, хотя и находится
в четкой согласованности со смысловой расчлененностью напева.

В каждом такте четыре доли: метр песни 4-дольный.

5. В вокальной музыке к этому перечню разных сторон временной организованности музыкальных звуков надо отнести и соотношение звуков мелодии со слогами текста. Простейшей формой таких соотношений следует считать полное соответствие между количеством слогов текста и количеством звуков мелодии, при котором на один слог приходится один звук. В разбираемой песне это простейшее соотношение нарушается
три раза: один раз в запеве, в слоге «предрассветный» (на слоге «свет»), два раза в припеве — в словах «любимый» (на слоге «мый») и «завтра» (на слоге «тра»).