Ритм

Приведем определения основных понятий ритма. Эти определения, как нам кажется, уточняют обычно встречающиеся в практике и приводят их в некоторое единство, устраняя в известной мере наблюдающийся разнобой.

Ритм — закономерность организации музыкальных звуков в их временной протяженности. Ритм в узком смысле определяется как последовательность звуков одинаковой и различной длительности, организованная с помощью метра. Обычным является сочетание звуков различной длительности; значительно реже встречается сочетание одинаковых длительностей. В более широком смысле понятие ритма охватывает также чередование долей и акцентов (размер) и даже расчлененность музыкального произведения па фразы и другие построения. Выразительное значение ритма тесно связано с темпом. Все эти стороны проявления  звуковременной  организации  музыкальных звуков (ритма) взаимопроникают друг друга в процессе интонирования музыки, в котором невозможно также оторвать ритм от звуковысотной организации музыкальных звуков.

Метр — определенное последовательное чередование сильных и слабых долей (пульсаций). Сильная доля метра образует метрический акцент. Благодаря размеренности музыкального движения музыкальное произведение членится на такты.

Такт — отрывок музыки, звучащий от одного метрического акцента до другого. Такт охватывает все музыкальные звуки, совпадающие с сильной долей и последующей или последующими слабыми долями. В одном и том же размере такта могут быть самые разнообразные последовательные сочетания длительностей.

Размер такта — конкретный вид изложения метра в нотной записи. Трехдольный метр может быть йотирован как 4 , 8 , 2 и т. д. Размер, следовательно, определяется метром и той конкретной длительностью, которую композитор избрал для обозначения доли (о связи стиля музыки и нотации размера сказано ниже). Размер указывается в начале музыкального произведения или при смене размера двумя цифрами, выставляемыми одна _ над другой. Учащемуся должно быть объяснено, что внешнее сходство записи этих двух цифр с арифметической дробью не должно создавать впечатления, будто они действительно обозначают части целого. На самом деле верхняя цифра указывает число долей в такте, а нижняя — ноту, избранную для обозначения этой доли. Нота, обозначающая долю, не может выражать реальную, абсолютную длительность доли: реальная длительность ее устанавливается темпом и знаками метронома, выставляемыми в начале произведения над нотным станом.

Затакт — слабая метрическая доля (или слабые метрические доли), с которой начинается фраза или произведение в целом. Встречающееся определение затакта как неполного такта — неверно. В середине произведения затакт встречается, разумеется, лишь в полном такте. Кроме того, необходимо подчеркивать смысловую связь затактовой ритмической фигуры с последующей сильной долей в новом такте.

Тактовая черта выставляется в нотах перед начальной сильной долей такта, перед метрическим акцентом.

Группировка — объединение нот в группы соответственно строению такта. Группы могут равняться доле или простому размеру. В вокальной музыке группировка нот на вокальной строке подчиняется делению текста на слоги.

Синкопа — ударение, падающее на слабую долгого такта или на слабое время доли (ритмическийакцент) и вступающее в столкновение, в противоречие с тактовым (метрическим) акцентом. В результате образуется ритмический перебой, который и составляет выразительность синкопы.

1 О характере временной организации музыкальных звуков
2 Спаянность ритма с интонацией
3 Акцент
4 Метр и размер
5 Реальное существование тактов в музыке
6 Доли такта
7 Задача метра в музыкальном произведении
8 Стиль и нотация размера
9 Своеобразие нотации у классиков в ее отношении к темпу
10 Синкопа
11 Сравнительная таблица длительностей и группировка нот
12 Группировка нот вокальной музыки по соотношению звуков со слогами текста