Доступность музыки для народа

Важнейшим признаком народности музыкального произведения является его доступность для народа. Под доступностью подразумевается не дешевая популярность, которой могут временно пользоваться произведения малоценные в художественном отношении; под доступностью произведения, обладающего чертами народности, следует понимать совершенство художественной формы, достойно воплотившей богатое, прогрессивное идейно-образное содержание, благодаря чему произведение постепенно вес в большей степени становится достоянием народа, привлекая симпатии широких народных масс и в то же время воспитывая их художественные вкусы. Подлинно народное произведение, даже сложное по замыслу и языку, поднимает слушателя до уровня, позволяющего ему воспринимать и ценить богатство идейного содержания и совершенство формы этого произведения. Таковы, например, симфонии Чайковского, оперы Мусоргского, произведения Прокофьева и Шостаковича.

Большой интерес в широких кругах слушателей вызывают произведения ряда молодых и талантливых советских композиторов, сумевших извлечь из вечного родника русской народной песенности новые, еще неизведанные ценности, и придать им острое современное звучание («Курские песни» Г. Свиридова, «Озорные частушки» Р. Щедрина, «Песни вольницы» С. Слонимского и др.).

В целом под понятием народности музыкального произведения имеется в виду сочетание глубокой идейности и совершенства формы с простотой и доступностью. Непременное условие народности музыки — национальный характер се интонационного строя.

Педагог в процессе объяснения темы «Музыка как искусство» не должен упускать из виду, что музыку нельзя рассматривать вне связи с общественными формами ее проявления — вне творчества, исполнительства и восприятия. Ниже приводятся краткие положения, характеризующие взаимоотношение между композитором, музыкальным произведением, исполнителем и слушателем.