Народность в музыке

Вопрос о народности музыки ввиду его важности и относительной сложности заслуживает особого внимания. Раскрытие этого понятия в курсе теории требует известного уровня общего развития учащихся. Те сведения, которые должны быть сообщены педагогом о народности музыки, по существу, явятся развернутым комментарием к широко известной мысли великого Глинки о том, что «создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Чтобы облегчить эту задачу, приводим здесь характеристику основных черт народности музыкального произведения, которыми педагог может воспользоваться.

Народность в музыке следует понимать многосторонне. Наглядным признаком народности является ее национальная самобытность, наличие в ней мелодических связей с народнопесенным творчеством данной национальной культуры. Отражение народного характера в музыке, бесспорно, связано с использованием народных интонаций. Русская народная песенная культура, благодаря гениальным творениям русских классиков, стала достоянием всех народов мира. Не представляет труда узнать народные мелодические истоки в тех случаях, когда композитор обрабатывает народную песню для того или иного голоса, гармонизует или оркеструет ее для включения в большое произведение (например, вариации на тему песни «Исходила младешенька» в «Хованщине» Мусоргского). Так же бесспорна с точки зрения интонационных связей народность сочиненных композиторами песен, напоминающих народные; таковы, например, песня Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова, хор поселян из «Князя Игоря» Бородина. Труднее, но вполне возможно обнаружить народность музыки и в том случае, когда композитор, не приводя народных песен и не сочиняя песен в народном характере, создаст произведения, хотя и опосредованные, но глубоко связанные с народным творчеством и  передающие  образный  строй,  характер  душевного  мира народа; интонации и мелодии таких произведений отражают самые сокровенные черты и особенности народного склада. «Творчество художника есть" отзвук целогоортастрат то есть отзвук души народной», — писал А. Блок.

Произведения великого Глинки содержат очень мало песенных заимствований из народного творчества, но каждый такт его музыки проникнут духом народной песенности, ее дыханием, своеобразием формы и интонационного строя. Все эти особенности отражают одну сторону народности, а именно: интонационную связь творчества с народными источниками. Мы видели, что народные корни творчества могут проявляться внешне, но могут также составлять внутреннее содержание данного музыкального стиля. Однако этот важнейший признак интонационной связи сам по себе еще не исчерпывает всего содержания понятия народности. Необходимо, чтобы идейно-образное содержание музыки было прогрессивным, передовым, чтобы оно правдиво отражало в своем существе думы и чаяния народа. Именно таким было бессмертное творчество великих русских композиторов-классиков, сумевших отразить в своих произведениях наиболее прогрессивные, революционно-демократические устремления русского народа.