Вокальная музыка

Вокальная музыка, то есть музыка, исполняемая человеческим голосом, а не музыкальным инструментом, ближе всего связана со словами, а следовательно, и с интонациями человеческой речи. Напевность русской народной речи определила ее музыкальный строй в целом и ее мелодику в частности. Огромная сила воздействия вокальной музыки объясняется органическим слиянием в ней мелодии и поэтического слова, придающего образу большую конкретность, определенность. Вокальное произведение, в котором музыка и слово не составляют единства, не может быть носителем художественного образа, оно безобразно. Хорошо сказал М. Исаковский о музыке и песне: «Музыка — это как бы крылья песни, на которых она летит. Но совершенно ясно, что эти крылья машут зря, раз им нечего нести».

Вокальная музыка — основа музыки вообще. В особенности это относится к русской музыке, в которой напевность, мелодичность пронизывает также всю классическую инструментальную музыку. Особый склад русского народного многоголосия, песенной культуры в целом способствовал огромному расцвету русской хоровой культуры. Советские композиторы, следуя примеру русских композиторов-классиков и творчески развивая традиции русской вокальной музыки, создают новые монументальные произведения хоровой музыки (кантаты, оратории), добиваясь все больших успехов также на пути создания советской классической оперы. Вокальное произведение может быть одноголосным и без сопровождения (таковы, например, многие народные песни); в наши дни все более развиваются формы хорового пения  без сопровождения  (акапелла), требующие  большого мастерства со стороны композитора и исполнителей и обладающие замечательными средствами художественной выразительности. Однако чаще всего мы встречаем вокальную музыку со словами, исполняемую с аккомпанементом фортепиано, оркестра, ансамбля. Таковы романсы, песни советских композиторов, вокальные ансамбли, хоры.