Объединение музыки с другими искусствами

Музыка часто объединяется с другими искусствами (танцем, драматическим действием, кинофильмом), но чаще всего и органичнее — со словом, речью, как это происходит в вокальной музыке,— песне, романсе, арии, вокальном ансамбле, хоре. Однако педагог должен предупредить возможность появления у учащегося такого представления о музыкальном содержании вокального произведения, при котором это содержание целиком сводится к словесному тексту. Необходимо подчеркнуть самостоятельное выразительное значение музыки также и в вокальном произведении, где музыка передает наиболее общие, характерные черты художественного образа произведения, его главную мысль, настроение.

Педагогу рекомендуется использовать и качестве примеров лучшие советские песни из числа получивших общенародное признание и ставших подлинно народными, такие, как «Священная война» А. Александрова или «Гимн демократической молодежи» А. Новикова. Для раскрытия единства музыки и текста, воплощающих образное содержание песий, педагог сольфеджирует мелодию, играя аккомпанемент, затем читает отдельно поэтический текст песни и отмечает, во-первых, своеобразие музыкальных интонаций в сравнении с речевыми и, во-вторых, самостоятельную выразительность музыки песни, которая и без слов вполне четко выявляет определенное смысловое и эмоциональное содержание.

На данном, начальном, этапе обучения, конечно, невозможно произвести не только полноценный анализ произведения, но даже элементарный разбор мелодии, поскольку учащиеся еще не усвоили в систематическом виде выразительные свойства простейших элементов музыки. Тем не менее и без такого анализа, используя непосредственное впечатление учащихся от музыки и приведя вспомогательные пояснения, педагог может охарактеризовать содержание самой музыки песен. Не вызовет сомнений мужественная суровость, собранность и волевая непреклонность народных масс к отпору врагу, выраженная в мелодии, подголосках, аккомпанементе песни «Священная война», так же как и определенный эмоциональный строй музыки, развертывающейся в «Гимне демократической молодежи»: нарастающий призыв к объединению, бодрая поступь и твердая уверенность в победе дела мира, особенно подчеркнутая мажорным припевом, символизирующим нерушимую дружбу молодежи всех стран.

На этих же песнях педагог может показать взаимосвязь речевых и музыкальных интонаций. Бесспорно, например, почти полное ритмическое совпадение тех и других интонаций в музыке и поэтическом тексте песни «Священная война». Мелодика с исключительной чуткостью следует декламационному строю стиха. В то же время нетрудно понять, что звуковысотные отношения, ладовые смены и сопоставления в этих песнях представляют уже специфические особенности музыкальных интонаций.

Необходимо показать учащимся, что наличие вполне определенного жизненного содержания свойственно также произведениям инструментальной музыки. Для целей такого показа выгодно использовать легкие по исполнению и доступные восприятию учащихся произведения, содержание которых носит подчеркнуто программный характер. К таким произведениям относятся, например, пьесы цикла «Времена года» П. Чайковского.

Эти пьесы тем более ценны в методическом отношении, что позволяют, с одной стороны, убедительно демонстрировать содержательность музыки, используя поэтические эпиграфы, предшествующие каждой пьесе; с другой стороны, эти пьесы дают возможность показать, что содержание музыки не является узко предметным, механически иллюстрирующим текст. Музыкальное содержание развертывается но своим законам. «Если бы все, что происходит в душе человеческой, можно было передать словами, музыки не было бы па свете», — писал А. Серов. В пьесе «Подснежник» Чайковского, например, явственно чувствуются нежный робкий порыв, изящная игривость и грезы юности. Музыка пьесы ассоциируется с образом пробуждающейся природы, ее весеннего обновления и т. д. Но напрасно и бесплодно было бы искать здесь те такты, в которых конкретно переданы «сквозистый последний снежок» или другие строфы эпиграфа — стихотворения А. Майкова.

Одновременно с показом музыки педагог устанавливает разграничение понятий мелодия, гармония (сопровождение), ритм, динамические оттенки, одноголосие, многоголосие и др. Речь идет, разумеется, не об определении этих понятий, а только о констатации музыкальных явлений в живом звучании. На основании исполненных в классе и других известных учащимся музыкальных примеров педагог суммирует сведения о вокальной и инструментальной музыке, используя следующий примерный план изложения.