Жизненное содержание музыки

Педагог должен подчеркнуть, что музыка представляет собой не пустую игру в звуковые сочетания, что в ней всегда выражается какое-то жизненное содержание. Надо много потратить усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.

Но все ли звуки годятся для этого чудесного превращения? Все ли звуки имеют отношение к музыке? «Нисколько не все,— писал А. Серов — В природе бездна звуков самых разнородных, самых разнокачественных, но все эти звуки, которые в иных случаях называются шумом, громом, гудением, звоном, воем, скрипом, свистом, говором, шепотом, шорохом, шипением, шелестом и т. д., в других случаях и не имеют выражений в словесной речи; все эти звуки или вовсе не входят в состав материалов для музыкального языка, или, если входят в него, то не иначе, как в виде исключения (звон колоколов, медных тарелок, треугольников, звук барабанов, бубен и т. д.)». Даже изобразительные моменты, встречающиеся в музыке (образы моря, пение птиц, гроза, ритм шага, бега и т. п.), представляют собой не звукоподражание природе, а музыкальное обобщение впечатлений человека ют природы. «Голое звукоподражание, конечно, унижает значение музыкального искусства, но такое звукоподражание в художественном произведении и не существует»,— писал Н. Римский-Корсаков. Педагог не должен упустить удобного случая напомнить учащимся о последователях разных модернистских течений зарубежной музыки (например, о так называемой «конкретной» музыке), тщетно пытающихся выдать за музыку грохот и вой, треск и шипение!