Звуковыразительная природа музыки

Педагог отмечает, что особенностью музыки как вида искусства является ее звуковыразительная, интонационная природа. Пояснив, что под интонацией следует в данном случае понимать простейшее смысловое сочетание звуков, педагог указывает, что интонация свойственна также речи. Повышение и понижение звуков, усиление и уменьшение их громкости, ускорение или замедление речи имеют большое значение; интонации речи подчеркивают то чувство, с каким произносятся слова, в вместе с тем уточняют самый смысл высказывания. Интонации расчленяют речь на фразы. По интонации можно судить об отношении говорящего к произносимым им словам. При всем том в речи главный смысл передастся самими словами.

Музыкальная интонация, несомненно, связана с речевой, и в строе речевых интонаций данного народа можно обнаружить много общего с интонационным строем музыки.2 В то же время музыкальная интонация имеет свои особенности, отличающие се от речевой.

К специфическим особенностям музыкальной интонации следует прежде всего отнести точную высоту музыкальных звуков, что позволяет запомнить и повторить голосом мелодию, отдельные се интонации или фразу. Музыкальная интонация опирается на четкую организованность музыкальных звуков в их высотных и временных отношениях, на систему звуковых отношений. Эта организованность музыкальных звуков вырабатывалась постепенно в процессе исторического развития музыкального искусства.

В музыке интонация выражает самое существо смыслового содержания. Музыка как искусство есть процесс интонирования. Интонационная природа выразительных средств музыки позволяет с особенной глубиной и тонкостью передавать мысли и душевные движения людей и с особенной силой влиять на слушателя теми идеями и чувствами, которые она выражает.

Поразительное воздействие музыки на чувства и думы слушателей можно объяснить тем, что музыка, благодаря своей звуковыразительной, интонационной природе способна (как никакое другое искусство!) передавать непосредственно тончайшие нюансы человеческих переживании, показывать процесс зарождения чувства, его развитие, сложность или противоречивость, столкновение и смену настроении. Л. Толстой назвал музыку «стенографией чувств»...