Проблема взаимоотношения между искусством и действительностью

Только разъяснив хотя бы вкратце характерные особенности искусства в целом, педагог сможет более детально и на конкретных музыкальных примерах раскрыть перед учащимися сущность музыки как одного из видов искусства.

Прежде всего, он должен остановиться на проблеме взаимоотношения между искусством и действительностью. Педагог должен объяснить, что содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, например науки, является окружающая действительность. В искусстве мысли и чувства человека по поводу происходящих или происходивших ранее событий, его впечатления от природы передаются в наглядной, образной форме, непосредственно воздействующей на других людей.

Искусство не просто копирует случайно выхваченные из жизни предметы и явления, как это происходит в фотографии; оно как бы заново воссоздает жизнь, отбирает из окружающей действительности наиболее общее, типичное, характерное и воплощает его в определенном произведении, доступном непосредственному восприятию в картине, стихотворении, музыкальной пьесе. Это свойство искусства преображать мир, отражая его, прекрасно выразил Гоголь в «Портрете»: «Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы».

Содержанием всех видов искусства является действительность конкретного общественно-исторического периода. Сущность искусства — в художественно-образном освоении этой действительности. Одно искусство отличается от другого прежде всего специфичностью содержания и своеобразием законов формообразования, но разные искусства стремятся по-разному, своими особыми средствами, отразить многообразие жизни. Каждый вид искусства обладает своим особым способом наглядного воспроизведения жизни: литература описывает события и переживания героев или состояние природы посредством художественного слова; живопись воспроизводит зримые образы действительности посредством рисунка и красок; драматические (или театральные) искусства воспроизводят чувства и действия героев, их речь и взаимоотношения в характерной жизненной обстановке и т. д. Нередко разные виды искусства объединяются в целях более глубокого воспроизведения жизни, как это происходит в опере, звуковом кино и т. п.

Искусство обладает огромной воспитательной силой. Если искусство передает передовые для своего времени мысли, идеи и чувства, оно воспитывает человека в духе борьбы за светлое будущее народа и помогает обществу двигаться вперед, по пути прогресса. Таким является наше советское искусство. В произведениях советских писателей, художников, композиторов находит свое глубокое и художественно убедительное отражение наша действительность в ее движении, во всем ее многообразии и прежде всего — внутренний мир, мысли и переживания советских людей, строящих коммунистическое общество, преодолевающих своим творческим трудом все отсталое и косное, все чужое и враждебное,- что мешает двигаться вперед.