Трудности объяснения темы

Педагог оказывается здесь перед двумя трудностями: первая заключается в том, что он в своем объяснении должен умело обойти связанные с этой важной темой большие и сложные эстетические проблемы, над которыми размышляет сам педагог, но которые могут оказаться недоступными, да и вообще необязательными для учащихся, только начинающих систематическое музыкальное образование.

Противоположная трудность заключается в том, что педагог, стремясь к доступному изложению, рискует выйти за пределы популярного научного объяснения и придать изложению слишком упрощенный и малосодержательный характер. Было бы, однако, принципиальной ошибкой отступить перед трудностями популярного изложения темы, примириться с существующим положением и считать, что всякое соприкосновение с эстетическими вопросами в курсе теории музыки непременно чревато вульгаризацией, упрощенчеством и что благоразумнее таких вопросов не касаться вовсе. С этим согласиться нельзя.

Разумеется, не все вопросы искусства как одной из форм общественного сознания, как важнейшего элемента человеческой культуры могут быть затронуты педагогом в курсе теории музыки. Такие важные проблемы искусства, как художественный образ, взаимоотношения формы и содержания и др., невозможно полноценно раскрыть перед учащимися на данном уровне их развития.

Однако некоторые стороны искусства вполне доступны пониманию учащихся. Освещение их, несомненно, принесет большую пользу как в образовательном, так и воспитательном отношении. К. таким вопросам можно отнести отличие искусства от других форм общественного сознания; общность разных видов искусства и особенности, отличающие их друг от друга, и, наконец, специфические черты музыки как искусства. Объяснения следует тесно связать с вопросом о жизненном содержании искусства в целом и о своеобразии отражения разных сторон этого содержания различными видами искусства.

К менее доступным, но все же необходимым вопросам следует отнести проблемы народности искусства, воспитательного воздействия искусства и его социального значения.