Музыка как искусство

К изучению теории музыки учащийся приходит не только с определенными знаниями и навыками по нотной грамоте, но и с определенным музыкально-исполнительским и, во всяком случае, музыкально-слуховым опытом. Учащемуся надо ответить на вопросы, которые выдвигаются жизнью и объяснения которых он ожидает от теории. Если учащемуся говорить только о свойствах звука, о количестве тонов в интервале или о регистрах на клавиатуре и т. п., не раскрывая перед ним смысла и значения музыки в целом как искусства, то он неминуемо будет искать возможности осмыслить музыкальные явления вне курса теории музыки. Курс же теории музыки будет им воспринят как сухое изложение, неинтересных технических истин, от которых он отвернется после сдачи экзамена.

Начинать курс элементарной теории музыки, первый систематический курс музыкально-теоретического цикла, надо обязательно с объяснения того, что такое искусство и в чем состоят особенности музыки как искусства. Обычно же уроки теории музыки начинаются с темы «Музыкальный звук». Лишь отдельные педагоги касаются вопроса, что такое теория музыки. Однако нельзя говорить о теории музыки без удовлетворительного объяснения того, что такое музыка. Дать такое объяснение трудно, особенно, когда речь идет о популярном изложении для учащихся. «Так много прекрасного уже было сказано и написано о музыке,— писал А. Рубинштейн,— однако никто еще до сих пор не сумел объяснить ее подлинную сущность... Удивительное искусство! Столь упоительное, столь властно покоряющее и тем не менее... столь превратно понимаемое даже великими поэтами и философами».

О музыке как искусстве обычно учащимся не говорится не только в курсе теории музыки, но и других музыкально-теоретических дисциплин. Одна из причин — недостаточная разработанность многих вопросов музыкальной эстетики и отсутствие для музыки как искусства четкого определения, удовлетворяющего музыканта-профессионала. Имеется в виду не формальное определение, вроде того, которое приведено в словаре Ушакова: «Музыка... искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически организованных звуков». Такая формулировка может быть применена к любому искусству; для этого достаточно, например, вместо «звуков» сказать «слов» или «конструкций», после чего получится готовое «определение» для поэзии или архитектуры.