Учебники по теории музыки

В «Очерках» (1954) была дана краткая характеристика положительных и негативных сторон учебников элементарной теории В. Ефимова, С. Павлюченко, И. Способина; там же отмечена несогласованность между авторами в ряде определений понятий, методике изложения и последовательности изучения материала курса.

Уже после опубликования «Очерков» вышли в свет новые пособия, в частности Учебник элементарной теории музыки для детских музыкальных школ В. Вахромеева (1956). Не останавливаясь на проблемах, характерных для этого учебника, как и для предыдущих, следует отметить специальную главу, посвященную мелодии, главу о ладах народной музыки. Появление таких разделов в учебнике — отрадный факт сам по себе, хотя никакой видимой связи с пожеланиями автора «Очерков» не было, поскольку в указателе использованной литературы В. Вахромеев привел совсем другую его работу.

Вместе с тем общий вывод о несогласованности между авторами учебников в содержании, методике, последовательности остается в силе. Необходимость в написании учебника   систематического  курса   теории   музыки представляется столь же насущной. Нужен учебник не «элементарной теорий» (вдумаемся в это сочетание: «элементарная теория»...), а учебник выразительных средств музыки. Речь в нем должна идти не о том, что существует нотная строка с 5-ю линиями, что нотные знаки — это четверти, восьмые и т. п.,— все это для учащихся давно известные истины, и незачем к ним возвращаться. Это должен быть учебник об элементах музыки, в том числе и о характерных элементах современной музыки. Популярно излагаемая в учебнике система знаний должна быть полноценной теорией, которая в музыке, как и в другом любом искусстве, представляет собой научное обобщение практической жизни музыкального искусства. Такой учебник ждет своего автора.