Построение курса теории музыки

Вариант схемы последовательного расположения учебного материала по темам

Музыка как искусство. Музыкальная интонация. Выразительные средства музыки. Слово и музыка. Жизненный кругооборот музыкального искусства.

Музыкальные звуки, их свойства. Музыкальный строй. Натуральный строй и темперированный. Зонная природа звуковысотного слуха.

Основные и альтерированные ступени звукоряда (клавиатура). Сольмизационные и буквенные обозначения основных и альтерированных ступеней звукоряда. Октавы. Диапазон. Регистры.

Европейская система нотной записи. Нотная строка и нотный стан. Ключи До. Современная система двух ключей: скрипичного — Соль и басового — Фа. Обзор развития системы ключей.

Интервалы. Строение интервалов. Ступенская и тоновая величина интервалов. Простые и составные интервалы. Мелодические и гармонические интервалы. Обращение интервалов .

В скобках — нумерация очерка, и котором затрагиваются вопросы данной темы.

Лад. Мажор и минор. Лад и гамма. 8-ступенные звукоряды мажора и минора. Натуральные, гармонические и мелодические разновидности октавных звукорядов мажора и минора. Нетождественность понятий звукоряда и лада. Значение тонов лада. Характерные структуры октавных ладов классической музыки.

Тональность. Тональности мажора и минора. Соотношение тональностей по ключевым знакам. Квинтовый круг. «Градусник». Энгармонизм тональностей (мнимый энгармонизм). Одноименные, параллельные, одновысотные тональности. Колорит тональностей . Понятие о политональности.

Диатонические интервалы на ступенях мажорных и минорных октавных ладов .

Лады народной музыки. Мелодические (монодические) лады. Малообъемные лады. Диатонические 7-ступенные лады. Ангемитонные и гемитонные звукоряды. Лады с увеличенными секундами. Сочетание ладов. Отличительные черты ладов народной музыки. Понятие о полиладовости.

Особые лады профессиональной музыки: «целотонная гамма», «гамма Римского-Корсакова» и др.

Консонанс и диссонанс. Консонирующие и диссонирующие интервалы. Устойчивые и неустойчивые интервалы; соотношение тех и других в условиях лада . Понятие акустического и ладового диссонанса. Разрешение интервалов.

Аккордика. Аккорд и созвучие. Трезвучия и их обращения. Трезвучия на ступенях мажорного и минорного октавных ладов. Септаккорды. Доминантсептаккорд. Субдоминантсептаккорд. Уменьшенный вводный септаккорд. Аккорд на ступенях октавных ладов мажора и минора.

Выразительные свойства мелодических и гармонических интервалов (тема для специального курса).

Ритм. Сущность явлений ритма. Музыкальный ритм. Ритм и метр. Метр и размер. Значение темпа. Уточнение понятий доля, акцент, размер. Такт, затакт, тактовая черта.

Размеры тактов. Обозначение размера. Простые, сложные, смешанные (несимметричные) размеры. Переменность размера. Жанр и размер. Нотация размера, соотношение с темпом и стилем.

Группировка. Инструментальная группировка в простых и сложных размерах. Вокальная группировка. Группировка и фразировка. Группировка и артикуляция. Коррективы в нормы группировки, вносимые фразировкой и артикуляцией.

Триоль, дуоль, орнаментика. Синкопа. Полиметрия. Полиритмия.

Хроматизм. Диатоника и хроматизм. Соотношение понятий хроматизма и альтерации. Понятие вводного тона (вводнотонность). Подлинный энгармонизм звуков и интервалов. Зонная природа звуковысотного слуха и интонация.

Хроматическая гамма. Традиционная нотация хроматической гаммы. Нейтральная нотация (в пассаже). Характерные варианты нотации полутоновых последований в современной музыке.

Родство тональностей. Тональности первой степени родства. Родство тональностей и хроматическая гамма. Модуляция.

Ладовая альтерация (внутритональный хроматизм). Хроматические интервалы. Разрешение хроматических интервалов.

Мелизмы. Существо мелизматических фигур в музыке классицизма. Мелизмы в творчестве современных авторов. Орнаментальная мелизматика в народной музыке.

Мелодия. Мелодия и аккомпанемент. Вокальная мелодия и поэтический текст. Мелодический рисунок. Цензура, фраза, предложение, период, каденция. Средства мелодического развития. Мелодия как художественное целое. Некоторые черты русской народной песни и мелодики русской классической музыки (для специального курса).

Дополнительные темы, изучаемые на протяжении всего курса: а) знаки сокращения нотного письма; б) динамические оттенки и темповые обозначения, штрихи; в) транспонирование (интервальное, ключевое, ладотональное); г) фактура музыкального произведения.