Стилистическое воспитание как одна из основ музыкального воспитания

Рассматривая стилистическое воспитание как одну из основ музыкального воспитания, автор исходил из следующих предпосылок.

Музыкальный слух как «явление общественного сознания» (Асафьев) развивается исторически, вместе с процессом развития музыки как искусства. Каждая национальная музыкальная культура, помимо того общего, что связывает ее с другими музыкальными культурами, прежде всего выявляет яркие специфические черты, обусловленные особенностями исторического развития народа. «Все народы,— писал Белинский,— потому только и образуют своею жизнью один общий аккорд всемирно-исторической жизни человечества, что каждый из них представляет собой особенный звук в этом аккорде, ибо из совершенно одинаковых звуков не может выйти аккорд».

Каждый конкретный исторический период в развитии народа выдвигает перед музыкантом, а значит и перед его слухом, новые задачи как в плане слухового восприятия, так ив плане интонирования. Не только иное приходится петь и играть в каждом новом периоде, но и по-иному. Следовательно, содержание и качество интонирования исторически меняются, меняется стиль музыки и стиль интонирования. Конкретный музыкальный материал данного стиля должен быть так усвоен учащимся, чтобы в его сознании интонационные особенности стиля органически сочетались с теми научными знаниями, которые сообщаются в теоретических классах.

Объяснение положений курса теории музыки и слуховая тренировка в сольфеджио должны в тесном контакте между собой максимально содействовать вскрытию и осознанию в первую очередь стилевых особенностей русской мелодики как основы идейно-эстетического воспитания советского музыканта.

Интонационные истоки русского народнопесенного искусства, нашедшие творческое воплощение и развитие в русской музыкальной классике, находят свое отражение не только в современном песенном фольклоре, но и в профессиональном музыкальном творчестве. Вот почему мелодика русской народной песни и мелодика русской музыкальной классики, поднявшей образно-интонационный строй народной песни на новый художественный уровень, должны занимать основополагающее место при изучении основных элементов музыкальной выразительности и в курсе теории музыки и в курсе сольфеджио.

Стилистическое воспитание на основе интонационного строя родной мелодики, позволяет и в других стилях искать и обнаруживать, кроме общих закономерностей, особенное, типическое.

Воспитание на основе конкретных особенностей музыки, а не путем абстрактно-теоретического усвоения ее элементов, обеспечивает нужную направленность музыкального вкуса учащегося, закладывает основу его эстетических убеждений. Слух, слуховое сознание музыканта непременно должно быть острее, тоньше, организованнее, чем у не музыканта. При всем том, однако, идейно-эстетическая направленность слуха советского музыканта должна находиться на единой магистрали со слуховым восприятием народа, с его растущими музыкальными запросами. Добиваясь единых принципов воспитания советского музыканта, не следует представлять себе методику какой-то стандартной рецептурой.

Эта книга имеет своей целью будить мысль педагога, направлять на новые творческие поиски, вызвать более активный обмен мнениями по неотложным вопросам музыкальной педагогики. Автор надеется, что эта цель будет достигнута.