Слуховое осознание в обучении

Без слухового осознания также нельзя, по существу, ничего понять и осмыслить в теории музыки. Сколько ни рисовать на доске обращений интервалов, группировок, гамм, мелизмов, как старательно пи формулировать теоретические определения,— они сами по себе, без представления их в конкретном звучании, имеют лишь косвенное отношение к музыке и музыкальному развитию. Зато теоретические знания и обобщения приобретают чрезвычайно существенное значение, как только они следуют за слуховым впечатлением, подкрепляют, объективируют, уравновешивают его. В свою очередь и слух без научного осмысливания, без теоретического обоснования повисает в сфере субъективных «переживаний».

Можно как угодно определять словами мажорный и минорный лады, но если учащийся на слух не сможет различить мажор и минор, то он не поймет, в чем заключается различие ладовых наклонений. Если объяснить понятие энгармонизма, но не показать на слух подлинный смысл этого явления, учащийся не поймет энгармонизма, хотя и заучит его формулировку. В данном случае он окажется в положении слепого из басни Л. Толстого «Слепой и молоко», которому никак нельзя объяснить, какого цвета молоко. Так обстоит почти со всеми разделами теории, будь то лад, ритм и т. д. Никакое определение, не опирающееся на слуховое восприятие, не может дать учащемуся и малой доли того, что может дать слуховое впечатление. Зато определение, даваемое после слухового ощущения, восприятия и осмысления явления, приобретает полную силу воздействия на учащегося.

Активную деятельность слуха, слуховое осознание музыкальных фактов нельзя считать исключительной принадлежностью только сольфеджио. Вернее: правильное раскрытие значения сольфеджио не только как предмета обучения, а как системы организации и развития слуха, неизбежно должно повлечь за собой использование навыков сольфеджио во всех звеньях музыкального воспитания, в том числе и в теоретических предметах. Исходя из этого, вопросы методики теории музыки в данной работе рассматриваются под углом зрения проблем воспитания слуха; в свою очередь в методике сольфеджио в связи с проблемами воспитания слуха некоторые вопросы теорий музыки излагаются более подробно и углубленно.