Развитие музыкально-педагогической мысли

Серьезным тормозом в развитии музыкально-педагогической мысли надо признать отсутствие планомерно организованного широкого обмена педагогическим опытом и систематического изучения применяемых методов преподавания. Кафедры консерваторий редко занимаются обсуждением проблем, непосредственно касающихся музыкальной педагогики, а когда это и случается, результаты остаются известными лишь узкому кругу педагогов данной консерватории и не становятся достоянием широкой педагогической общественности. Этим объясняется почти полное отсутствие творческих дискуссий по вопросам музыкальной педагогики, особенно по вопросам преподавания музыкально-теоретических предметов. Специальные музыковедческие конференции, созываемые время от времени, перегружены общими проблемными или программными вопросами. Количество серьезных исследований, посвященных проблемам методологии и методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин, невелико.

Теоретический предмет в искусстве вообще и в музыке в частности не может рассматриваться как самодовлеющая дисциплина; это прежде всего — научное обоснование творческой практики. Теория музыки ориентирует в особенностях музыки как искусства, в ее выразительных средствах и содействует более полному осознанию учащимися музыкальных явлений. Из этого следует, что музыкально-теоретическое образование должно быть тесно увязано со специальностью учащегося.

Настоящие очерки опираются на два методических основания, имеющих важнейшее значение в процессе формирования музыканта: а) па принцип ведущей роли слуха в музыкальном образовании и воспитании; б) на стилистическое воспитание, то есть воспитание на основе интонационного материала последовательно изучаемых музыкальных стилей.

Думать, переживать, творить в музыке абстрактно, вне слуховых представлений, то есть только зрительно воспринимая ноты или читая книги о музыке,— невозможно. Для того чтобы правильно воспринимать музыку, понимать ее, творчески работать в ее области, необходимо обладать острым и четко организованным музыкальным слухом. Воспитать в учащемся эти свойства — значит создать твердую почву для всей его творческой жизни в музыке. Лучше слышать — значит, лучше понимать, лучше исполнять и сочинять музыку. Без развитого слуха невозможно разобрать и понять музыкальное произведение, ибо «проанализировать» глазами потный текст, не умея внутренне вслушаться в музыку,— значит заниматься бесполезным, внемузыкальным делом.