Ангемитонные звукоряды пентатоники

Ангемитонные звукоряды пентатоники характеризуются следующими особенностями:

1. Между соседними ступенями образуются интервалы большой секунды и малой терции.

2. Основные варианты ангемитонной пентатоники, выявляющие бесспорное мажорное или минорное наклонение, замыкают свои звукоряды в интервалы большой сексты (мажорный вариант) или малой септимы (минорный):

Во многих песенных культурах ангемитонный звукоряд содержит 6-й звук, являющийся октавным удвоением исходного:

Для звукорядов гемитонной пентатоники характерными интервалами между ступенями, в отличие от звукорядов ангемитонной пентатоники, являются малые секунды и большие терции.

Теперь — о последней группе ладов, с которыми важно ознакомить учащихся. Речь пойдет о ладах с увеличенными секундами. В ладах народной музыки, выявляющих в процессе интонирования мелодическую, монодийную природу, увеличенная секунда, в отличие от гармонических ладов мажора и минора, реально интонируется (сопрягается) и определяет собой специфический национальный колорит так называемых ладов «восточной» музыки.

Лады с увеличенными секундами неправомерно называют «дважды гармоническими»: во-первых, наличие двух увеличенных секунд в звукоряде необязательно и, во-вторых, увеличенные секунды в этих специфических народных ладах имеют ярко мелодическую природу. Специфический колорит этих ладов определяется наличием в его звукоряде хотя бы одной увеличенной секунды, включенной либо в квинтовую, либо в квартовую ладовую структуру:

Уже указывалось на то, что курс теории музыки, в котором тема о ладах народной музыки должна занять одно из центральных мест, все же не может охватить многообразия ладовых систем, тем более всего разнообразия ладов разных национальных культур. Точно так же в курсе теории музыки не могут быть рассмотрены вопросы исторического развития и становления ладового мышления, связи ладовых структур с характерными жанрами данной национальной культуры или хотя бы только русской народной песни.1 Эти вопросы выходят за пределы курса теории музыки и с ними учащийся встретится в специальной дисциплине— курсе народного творчества.

По данной теме педагог использует письменные задания на построение звукорядов ладов, по построению звукорядов на фортепиано, однако основным заданием явится определение лада в народной песне. Богатейший материал для этого содержится в сборниках русских народных песен Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А. Лядова, в сборниках украинских песен Н. Лысенко, в сборниках песен белорусского народа (Музгиз, 1950), в сборниках грузинских песен 3. Балиашвили, армянских песен Комитаса, узбекских песен Хазы (Ташкент, 1949), казахских и киргизских внесен А. Затаевича, в сборнике латышских мелодий Э. Мелнгайлиса (Рига, 1949), в многотомном, труде Г. Тампере (в 1956—1965 гг. в Таллине вышли в свет его 5 томов текстов и напевов эстонских песен) и др. При использовании названных и других сборников песен педагогу следует тщательно отбирать в качестве материала песни, наиболее ясные и простые по ладовому строению. Ряд заданий по данной теме педагог найдет в учебниках С. Павлюченко, В. Ефимова, В. Вахромеева, в сборнике задач В. Хвостенко и др.