Пентатоника

Далее, в ряде случаев звукоряды народных ладов «выводятся» из «генеральной» структуры звукоряда 8-ступенного мажора. Тем самым октавный звукоряд утверждается неким гегемоном, включающим в себя все основные диатонические лады народной музыки. Это, разумеется, совершенно несправедливо по отношению к вполне самодовлеющим народным ладам и не находит подтверждения в истории музыки. Развитие и становление ладового мышления дает основание говорить о полной автономности народных ладов.

Неверно, например, объяснять ангемитонную (бесполутоновую) пентатонику как «мажорный лад без полутонов». И здесь довление привычного звукоряда мажора приводит к ложной формуле. Известно, что пентатоника свойственна старинному пласту песен многих народов (в том числе и некоторым старинным русским песням). И если соотносить пентатонику с октавным мажором, то скорее о нем можно говорить как о ладе, сформировавшемся из пентатоники, как о ладе, который в ходе исторического развития как бы оснастился полутоновыми отношениями.

Наконец, в практике преподавания совершенно игнорируется факт совпадения звукорядов у двух пар широко бытующих ладов— у натурального мажора и ионийского мажора, у натурального минора и эолийского минора. В сознании учащихся натуральный мажор обычно представляется идентичным ионийскому мажору, а натуральный минор — эолийскому.

Во всех этих огрехах нашей практики повинно игнорирование реальной сопряженности тонов в данном ладе и несводимости лада к структуре звукоряда, а также невнимание к фактору стиля. Каждый сколько-нибудь музыкальный слушатель различит мелодию эолийского, народного склада и не смешает ее с мелодией Баха, Верди и других классиков, часто применявших лад натурального минора. Однако в курсе теории он не находит объяснения этому различию и на вопрос о том, что такое эолийский лад, не задумываясь, отвечает: это натуральный минор. Точно так же на вопрос о том, что следует понимать под ионийским мажором, учащийся убежденно приравнивает его к натуральному мажору. Но в случае полного тождества этих ладов следовало бы дать ответ на напрашивающийся вопрос: для чего надо еще изучать ионийский и эолийский лады? Все дело, конечно, в том, что у этих ладовых «пар» сходные звукоряды, но внутренние конкретные соотношения тонов, сопряжения ступеней и реальные интонируемые интервалы различны и стилистически своеобразны. На приводимой таблице звукорядов так называемых 7-ступенпых диатонических ладов народной