Лады народной музыки мелодические (монодические) лады. Классификация ладов

Лады народной музыки мелодические (монодические) лады

В наши дни чрезвычайно расширился круг народнопесенных интонаций, бытующих в окружающей «музыкальной атмосфере» и пополняющих «слуховой багаж» любителей  музыки.

Многонациональная музыкальная культура нашей страны дает достаточно оснований для того, чтобы уделить теме о ладах народной музыки пристальное внимание в курсе теории музыки и выйти за пределы октавных (8-ступенных) ладов классической музыки. Нельзя забывать и о том, что в мелодический поток «звучащей повседневности» вливаются многочисленные ладовые образования и структуры национальной музыки зарубежных стран.

Однако возможно ли, да и есть ли необходимость в ознакомлении учащихся со всеми ладовыми структурами или хотя бы только с наиболее распространенными звукорядами многоликого и пестрого песенного наплыва? На наш взгляд, это совсем не обязательно. Все же следует дать представление о типовых явлениях лада, о наиболее устойчивых и откристаллизовавшихся структурах и звукорядах, и тем самым помочь разобраться в наиболее общих, характерных свойствах основных ладовых категорий.

Классификация ладов

Необходимо предварительно договориться об исходных положениях, определивших приводимую ниже классификацию ладов.

1. Как уже указывалось, лад проявляется в конкретных соотношениях ступеней звукоряда, в характерных для лада интервалах; лад и звукоряд — взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Вполне возможно поэтому наличие в двух музыкальных произведениях различных ладов при одинаковом звукоряде. С этим явлением встречаемся нередко, но его, к сожалению, не учитывают в методике. Песни разных народов обнаруживают специфическую ладовую основу при совпадающих звукорядах. Разнообразие ритмо-интонационных (ладовых) вариантов между звуками идентичного звукоряда не имеет границ.

2. Народные лады, в отличие от октавных (8-ступенных) ладов классической европейской музыки, связанных с многоголосием, с гармоническим подтекстом, сохраняют мелодическую (монодийную)  природу и не обязательно предполагают гармонизацию или сопровождение, тем более гармонизацию в четкой функциональной системе.

3. Наряду с автентическими ладами (по своей подоснове), в народнопесенном творчестве встречаются во множестве лады плагальной структуры.

4. Отсутствие «острого» вводного тона, устремленного в нижнюю или верхнюю тонику, приводит к свободной сопряженности тонов с главным тоническим устоем и к внутриладовой переменности.

Остановимся на некоторых вопросах методики, требующих, на наш взгляд, либо пересмотра, либо упорядочения и уточнения.

Два слова о названии, присваиваемом в учебниках или в практике преподавания, ладам народной музыки: еще и поныне можно встретить определение этих ладов как средневековых, греческих, древних и т. д.