О заданиях по теме

Основным заданием по теме о ладе и тональности должно считать определение учащимися главной (основной) тональности произведения. Общеизвестно, что первым ориентиром для определения основной тональности произведения являются ключевые тональные знаки альтерации, знание которых учащимся обязательно.

Педагог должен следить за тем, чтобы учащиеся, устанавливая мажорность или минорность главной тональности, не ориентировались только формальным определением по концу пьесы, по последнему звуку или последнему аккорду. Надо дать учащемуся навыки ориентировки в тональности по нотной записи в целом, надо приучать к схватыванию фактуры произведения, к умению установить главную тональность произведения не исключительно по последним тактам, но также и по начальному построению (периоду). Полезно пользоваться на первых норах (и довольно длительно) романсной литературой классиков, где к началу вокальной партии в подавляющем числе случаев непременно появляется главная тональность произведения. Певец вступает на подготовленной гармонии; начало поющейся части романса в основной (главной) тональности — один из признаков стройности и логичности формы вокального произведения.

В романсах Глинки тоническое трезвучие либо подготовляет вступление певца, либо появляется на сильной доле первого такта вокальной партии. Часто тоническое трезвучие составляет гармонию подготовительного такта и сильного времени первого, после вступления певца, такта. Что касается вокальной мелодии, то она во всех случаях начинается с одного из звуков тонического трезвучия, вернее, с одного из опорных звуков топики (I или III мелодические ступени) или с затакта на V ступени.

Значение главной тональности для образного содержания музыки и для исполнительства, как оно обнаруживается в романсах Глинки, вполне может служить основой для центрального задания по теме, включающего как ответы на вопросы, упражнения, так и задания на фортепиано.