Выразительность тональности

Педагогу рекомендуется остановиться на вопросе о выразительности (общем колорите) тональностей, используя следующие данные:

1. В добетховенской музыке тональности с большим количеством ключевых знаков были редкостью. Это обстоятельство легко связать с натуральным строем инструментов и с удобством звукоизвлечения. В произведениях Гайдна и Моцарта еще преобладают мажорные тональности До, Соль, Ре, Ля, Фа, Си-бемоль, Ми-бемоль и им параллельные минорные тональности (имеются в виду основные, главные тональности). И это — несмотря на наличие к тому времени 48 прелюдий и фуг Баха, в которых уже был использован весь круг тональностей. Бетховен решительно осваивает многозначные тональности, исходя из их выразительности, характера звучания и общего колорита.

2. Выразительное значение тональностей и чуткость, проявляемую композитором при их выборе, можно проследить не только на факте исторически изменившегося отношения к тональностям вообще, но более конкретно — на выборе тональности соответственно характеру и содержанию музыки.

Характер изложения вопроса о выразительных возможностях тональностей зависит, разумеется, от уровня подготовки данной группы учащихся. Вполне возможно представить себе отдельные случаи, когда общее отставание группы потребует обойти наиболее заманчивые, но и наиболее трудные детали. Можно также указать, что степень углубления в данную проблему обусловлена и специальностью учащихся: нет сомнения, например, что для учащихся музыкального училища но композиторской и музыковедческой специальностям эта тема представляет особый интерес и имеет важное значение.

Оговоримся, что не имеем в виду те исключительные случаи, когда конкретная тональность ассоциируется в сознании композитора с тем или иным цветом, той или иной окраской в смысле живописных красок. Известно, что восприятие тональностей, неотрывное от цветовых или даже световых спутников, было свойственно Скрябину, Римскому-Корсакову и некоторым другим композиторам (например, в какой-то степени — Листу и Берлиозу). Однако это все же только частные и единичные случаи; субъективизм этих светоцветовых ассоциаций доказывается уже тем, что у разных лиц, обладающих такими свойствами слуха, одни и те же тональности ассоциируются с разными цветовыми гаммами, иной раз совершенно полярными. До-мажорная тональность, например, представлялась Римскому-Корсакову окрашенной в белый цвет, в то время как у Скрябина эта тональность ассоциировалась с красным цветом. Тональность Фа мажор Римскому-Корсакову представлялась зеленой, а Скрябину — тоже красной.

Полезно сообщить учащимся о любопытном совпадении тональностей ряда известных произведений, содержание которых сходно в каких-то самых общих чертах (по крайней мере, в пределах, исключающих противоположное толкование). Такие совпадения обнаруживаются не только в произведениях одного композитора, но также при сопоставлении произведений разных композиторов.

Не стремясь установить здесь какую-либо закономерность, полезно указать учащимся на ряд известных случаев, которые педагог может дополнить своими наблюдениями.