Тональность

Приступая к объяснению тональности, следует обратить внимание учащихся на то, что один и тот же лад — мажорный или минорный — может состоять из различных звуков по их конкретной высоте. В зависимости от того, какое место в 12-ступенном звукоряде музыкальной системы занимает тоника лада, его звуковой состав лада будет различным. По этой причине возникают различные тональности. Тональность есть лад с определенным составом звуков, зависящим от высотного положения тоники. Для того чтобы узнать тональность данного произведения, необходимо знать его лад и место тоники.

Как известно, тема о тональностях мажора и минора непременно включает объяснение «квинтового круга». Вполне осознавая некоторую пользу ознакомления с квинтовым кругом для понимания учащимися «встречного движения» диезных и бемольных тональностей и наглядного слияния энгармонически равных тональностей Fis — Ges и dis — es, мы позволяем себе усомниться в том, что зрительная ассоциация, сопутствующая этапу усвоения квинтового крута, приносит реальную пользу учащимся в усвоении закономерностей музыкального искусства. Нам еще не удалось встретить музыканта, который вспоминал бы о квинтовом круге после сдачи экзамена по теории музыки и который использовал бы графическую проекцию квинтового круга в практике. Никому не приходит в голову представление о диезных тональностях как опускающихся «с горы», как это изображается на графике квинтового крута. Гораздо естественнее представление о диезных тональностях как о восходящих по квинтам, и представление о бемольных тональностях — как о нисходящих по квинтам. Именно такая, соответствующая естественной логике «нарастания знаков» в тональностях ассоциация весьма пригодится в дальнейшем при изучении в курсе гармонии далекого родства тональностей, когда быстрое, мгновенное схватывание соотношения тональностей «в сторону диезов на столько-то знаков» или «в сторону бемолей на столько-то знаков» должно служить подспорьем при выполнении заданий по игре модуляций на фортепиано и в других технологических упражнениях. Для этой перспективы (а задача курса теории музыки по обеспечению потребностей и нужд дальнейшего обучения музыканта была определена в самом начале, как одна из основных) пригодна таблица, которую мы условно, в рабочем порядке назовем «градусником». Пользование ею действительно напоминает употребление температурного градусника, который выше нуля показывает температуру тепла, а ниже нуля — температуру холода.

Учащийся сплошь и рядом на вопрос о том, какая тональность будет отстоять от данной на 5 или 6, и т. д. знаков, отвечает, что такой тональностью будет Ре-бемоль мажор, или Фа-диез мажор, си-бемоль минор или ре-диез минор и т. д., то есть всегда как бы отталкивается от нуля (от До мажора или ля минора).

В житейской практике каждый понимает, что если в одной комнате температура —2° (Си-бемоль мажор или соль минор но нашей таблице), а в соседней комнате на 5° выше, то, следовательно, в соседней комнате +3° (Ля мажор или фа-диез минор). Эту естественную ассоциацию и следует использовать, применяя «градусник».