Структура гаммы гармонического минора и мажора

Для структуры гаммы гармонического минора характерен интервал увеличенной секунды между VI и VII ступенями. В аккордах этот интервал неизбежен. Но в качестве мелодического, реально интонируемого интервал увеличенной секунды совсем нетипичен. Известно, например, что в классической гармонии нормы голосоведения предписывают избегать ход на увеличенную секунду, как «неудобный» в мелодическом отношении. Не случайно же и название лада «гармонический» (встречающийся в гармонии).

Имея в виду эту закономерность, с которой учащийся в свое время встретится в курсе гармонии, педагог должен показать, что, хотя интервал увеличенной секунды является характерным признаком гаммы гармонического минора, он для мелодики гармонического минорного лада совсем нетипичен. Мало того, увеличенная секунда как мелодический интервал в этом ладе избегается, типичным же проявлением гармонического минора в мелодии следует считать движение между тоникой и V ступенью с захватом вводных тонов: снизу—к тонике (VII ступень) и сверху —к доминайте (VI ступень), по схеме:

Мелодическое движение на увеличенную секунду как сопряженная интонация в гармоническом миноре (в вокальной музыке, а также в распевной мелодии инструментальной музыки) как бы обходится всеми путями (ладовыми, ритмическими отношениями, фразировкой).

В качестве приема разъединения в нашем восприятии звуков увеличенной секунды в гармоническом миноре применяется пауза и цезура, связанные в вокальной музыке с текстом. При этом VI ступень связывается с V, а не с VII степенью лада:

Мелодика классического стиля показывает и другие пути обхода увеличенной секунды в гармоническом миноре (вводный тон VII ступени связан с тоникой, а VI ступень с V).

В последнем примере следует отметить типичное для мелодики Чайковского сочетание разных наклонений минорного лада (здесь—гармонического с натуральным).

В инструментальной классической музыке интервал увеличенной секунды может возникнуть в быстром движении пассажа или в секвенции, в которой общее направление движения важнее, чем выявление интонационных связей.

Мелодический ход на интервал уменьшенной септимы, являющийся обращением увеличенной секунды, используется в классической музыке как интервал особой, подчеркнутой выразительности, носящий кульминационный характер. В этом отношении типичным является интонирование этого интервала не только между VII и VI ступенями гармонического минора, но и между IV повышенной и III ступенями минора. Как на пример использовании обоих этих мелодических интервалов в качестве тематического материала, укажем на I часть фортепианной сонаты Бетховена № 32, соч. 111 (Maestoso и Allegro con brio ed appassionato).

Аналогично обстоит с гармоническим мажором, для которого, так же как и для гармонического минора, мелодический интервал увеличенной секунды (потому-то и лады гармонические!) вовсе нехарактерен. Приводим сравнительную таблицу структуры гаммы и ладовой схемы гармонического мажора и минора:

Выразительность увеличенной секунды как осознанно интонируемого интервала свойственна другим ладам, которые должны быть охарактеризованы как лады с увеличенными секундами («восточный», «цыганский», «венгерский» и др.).

Эти лады характерны для музыки народов стран Востока. Увеличенная секунда находит также широкое применение в музыке некоторых братских народов (армянской, азербайджанской, молдавской и др.). Лады с увеличенными секундами рассмотрены в очерке «Лады народной музыки».