Ступени мажорного лада. Строение гамм и соотношение ладовых ступеней

Ступени мажорного лада

Переходя к теоретическому объяснению, следует в первую очередь указать, что во всяком мажорном ладе первые 3 ступени (от тоники) следуют по тонам, вследствие чего между I ступенью (тоникой) и III ступенью образуется 2 тона. Это и есть главный признак, отличающий мажорные лады от минорных. В последних порядок последования первых ступеней иной, и между I и III ступенью образуется l1/3 тона. Затем, когда внимание учащегося уже сосредоточено на гамме классического мажора, признаком мажора отмечается то, что между опорными звуками (здесь ими являются I, III, V ступени) образуется простейший аккорд (трезвучие), который именно потому носит название мажорного, что состоит из опорных звуков мажорного лада. Минорное трезвучие и минорные гаммы должны быть объяснены в таком же плане.

Педагогу следует учесть, что признаками мажорности и минорности лада необязательно следует считать образование из его устойчивых звуков полного трезвучия. По отношению к ладам народной музыки для этого, как уже указывалось выше, достаточно, чтобы III ступень лада отстояла от тоники на 2 тона. Педагог, давая определение мажорного и минорного лада, исходит именно из этого: мажорным называется такой лад. в котором между тоникой и III ступенью образуется 2 тона, что придает всему ладу светлый характер, яркую окраску; минорным называется такой лад, в котором между тоникой и III ступенью образуется 1/8 тона, что придает всему ладу мягкий, затененный характер, несколько «матовую» окраску.

В учебнике И. Способина уделяется внимание выразительному значению лада, хотя характеристика «двух сторон» лада, его «напряжения» и «окраски» неясна И спорна. В специальном параграфе «Выразительные возможности общего колорита в мажоре и миноре» к музыке применяется термин «краска» совершенно в том же смысле, в каком он употребляется в живописи, говорится о «колорите музыкального произведения как сочетании и соотношении красок». Такое прямолинейное перенесение понятий зрительного порядка на музыкальные явления может быть воспринято учащимися поверхностно, формально — до того, как до сознания их дойдет смысл подобного сопоставления. Можно полностью согласиться с замечанием о том, что «ладовый колорит оттеняет настроение музыки лишь до известной степени, ибо он определяется... всей совокупностью средств музыкального развития».

Строение гамм и соотношение ладовых ступеней

В объяснении строения гамм и соотношения ладовых ступеней педагог вместо интервалов временно может использовать топовое соотношение ступеней.

В заключение очерка о ладе, где мы рассмотрели вопросы, связанные с объяснением октавных (8-ступснных) ладов классической профессиональной музыки, еще раз напомним о необходимости предупредить неверное отождествление лада с гаммой. Приводим здесь одну из возможных наглядных схем, поясняющих реальное функционирование тонов лада (эта схема дополняет картину сопряжений соседних тонов гаммы, продемонстрированной выше):

Положение о нетождественности звукоряда лада (его гаммы) и лада как системы сопряженных ладов (интервалов) еще более наглядно может быть подчеркнуто на рассмотрении существа лада гармонического минора.