Демонстрация мажорного лада

Обычно мажорный лад показывается на бумаге либо в виде схемы разрешения неустойчивых ступеней, либо в виде тетрахордов. Но при этом упускается из виду возможность такою объяснения мажорного лада и мажорности вообще, которое было бы связано с музыкальным восприятием.

Показать мажор следует на музыке, на слух, в сопоставлении с минором (одноименным и параллельным). Доверившись слуховому впечатлению, надо смело охарактеризовать мажор терминами, которые позволят избежать вульгаризации и субъективизма, с одной стороны, умозрительного, формального «показа»— с другой. Разумеется, должны быть отвергнуты такие наивные формы сравнения, как «мажорная музыка — это веселая музыка, а минорная — грустная музыка» и им подобные. Такие же ассоциации, как светлость, яркость мажора и матовость, затененность, мягкость минора, вполне согласуются с обобщенной выразительностью этих ладовых наклонений и могут быть подтверждены огромным количеством примеров.

Яркие примеры красочного сопоставления мажора и минора (так наз. «ладовой модуляции») можно найти в творчестве венских классиков.

В зависимости от состава учащихся, их возраста и слуховой подготовки педагог для показа мажора и минора приводит самые различные примеры. При этом часть примеров педагог играет или напевает, на другие же, хорошо известные примеры он только ссылается.

Хор «Славься» на оперы «Иван Сусанин» Глинки, финал музыки Бетховена к «Эгмонту» Гёте — ясные примеры мажора, наглядно и очевидно связанного с содержанием, образом. Дает четкое представление о мажоре и миноре мажорная средняя часть марша Второй фортепианной сонаты Шопена в сопоставлении с минорными частями Пригодны также в качестве примеров сопоставления мажора с минором: Рондо (alia turca) из фортепианной сонаты Моцарта Ля мажор, Баркарола Шуберта, две последние части Пятой симфонии Бетховена, Гимн демократической молодежи А. Новикова, песня В. Белого «В защиту мира» и т. д.