Мажор и минор

Педагог устанавливает, что основными ладами классической музыки являются 8-ступенные (октавные) мажорный и минорный лады. Здесь же следует указать, что народное песенное творчество замечательно многообразием ладов, и пояснить это рядом примеров.

Следует с самого начала предупредить чрезмерное, а порой и исключительное увлечение 8-ступенными (октавными) ладами мажора и минора, которое позднее затруднит изучение других ладов, характерных для народнопесенного творчества. Для этого, наряду с примерами из классической музыки, основанными на октавных звукорядах, надо показать песни с самым различным количеством ступеней в ладе. Начинать надо именно с ладов с небольшим количеством ступеней и дойти до показа ладов с количеством ступеней более восьми:

Как же объяснить учащемуся по существу, что такое мажорный и минорный лады? В учебниках теории музыки в тех случаях, когда аккорды проходятся ранее лада, мажорный лад принято объяснять как такой лад, «в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие». В тех случаях, когда лад выводится из гаммы, иногда дастся такое объяснение: «Если в гамме оба тетрахорда построены со следующим порядком чередования больших и малых секунд (здесь приводится нотный пример-схема) и если между тетрахордами наличествует большая секунда—1 тон, то такая гамма является мажорной».

Существует и такой вариант определения: «Из 7 звуков гаммы до неустойчивых 4». «Неустойчивые звуки гаммы разрешаются в 3 устойчивых, образующих мажорное (большое) тоническое трезвучие». И далее: «Такая ладовая организация музыкальных звуков, в результате которой устойчивые звуки разрешаются в мажорное тоническое трезвучие, называется мажорным ладом».