Интонационно-ладовая основа музыки

Практически интонационно-ладовая основа музыки определяет ее эмоциональность, смысловую выразительность, доступность. Ладовая природа музыки связана с ее национальным своеобразием. Конечно, рассматривая так значение лада, следует иметь в виду не только ладовые ступени, но конкретное проявление лада во всех его интервальных, ритмических и тембровых опосредованиях. Поэтому следует тему о ладе выделить как ведущую в курсе теории музыки, а ее правильное объяснение и раскрытие заслуживают самой тщательной заботы педагога.

Подготавливая учащихся к пониманию лада, педагог играет мелодию (или музыкальную пьесу) и рассказывает примерно следующее.

Различные свойства музыкальных звуков выявляются в живом мелодическом движении только во взаимодействии, для чего они должны быть объединены и организованы, должны «ладить» между собой. Только организованность музыкальных звуков позволяет им выразить содержание, смысл; это находит свое выражение в том, что одни из звуков как бы стремятся вперед, вызывают ожидание дальнейшего движения, воспринимаются нами как неустойчивые; другие же служат опорой мелодии, являются опорными звуками для звуков неустойчивых. Эти последние, переходя в опорные, устойчивые звуки, производят впечатление как бы успокоения, разрешения. Главный опорный звук, к которому в конечном итоге соотносятся все звуки лада и который возглавляет все объединение звуков, организует их и носит название тонического звука, тоники.

Педагог может дать следующее определение лада: лад — это система высотных связей музыкальных звуков, определяемая их взаимным сопряжением и отношением к главному опорному звуку (тонике). Существо лада заключается в согласованности, слаженности музыкальных звуков; лад проявляется в живом интонировании музыки через выделение опорных, устойчивых и тяготеющих к ним неустойчивых звуков. В основных, октавных ладах классической музыки (мажорном и минорном) кроме тоники важное значение имеет неустойчивый звук, прилегающий к тонике снизу и называемый вводным тоном.

После сказанного о ладе педагог может объяснить гамму как звукоряд лада, то есть как ряд звуков лада, расположенных в порядке возрастающей или убывающей высоты с точно установленным соотношением в нем тонов и полутонов.

Мы не останавливаемся подробно на вопросе о строении различных гамм, так как эта тема не нуждается в особых пояснениях. В дальнейшем, в очерке о ладовом воспитании, различное строение гамм рассматривается под углом зрения их восприятия и интонирования.