Современная двухключевая система

Современная двухключевая система является разомкнутой системой:

Легко увидеть, что все звуки до, фа, соль записываются на двухстрочном потном стане симметрично по вертикали (до — до, фа — соль, соль — фа; затем: ре — си, си — ре, ля — ми, ми — ля). Разомкнутость же системы ключей открывает без: граничные возможности записи звуков любого диапазона, уже не связанного с данным голосом. Открывается перспектива записи как вокальной, так и инструментальной музыки с ее широким диапазоном и неизбежным ансамблевым объединением высоких и низких инструментов. При этом использование добавочных линий становится обычным явлением. Любопытно, что даже само начертание двух ключей выявляет их согласованность, взаимоотражаемость.

Изложение музыки любой фактуры на двухстрочном потном стане в двухключевой системе представляет собой наиболее ясную, наглядную нотацию во всех случаях, когда речь идет не об исполнительских партиях, а о фактуре произведения в целом.

Вообще было бы, возможно, правильнее считать, что нотный стан — это конкретное сочетание нотных строк, охватывающих фактуру данного музыкального произведения. В этом случае нотный стан для фортепиано следует считать двухстрочным, для партитуры трио — трехстрочным и т. д. Однострочный стан из пяти линий сохранился бы для записи монодии или сольной партии, вычлененной из фактуры произведения, изолированной от сопровождения.

Сохранившаяся в наши дни практика записи партий некоторых инструментов в ключах До (например, партий струнного альта в альтовом ключе, тромбона — в теноровом) не может считаться обязательной; в действительности эта практика является пережитком некоторых исполнительских традиций. Легко понять, что для дирижера написание или печатание партитуры только в двух ключах (Соль и Фа) представляло бы исключительное облегчение. Попытки печатать партитуры в двух ключах уже делались, однако при этом оказывалось, что менять установившуюся практику трудно. Известно, например, что нотация Н. Римского-Корсакова тромбонов в альтовом ключе с целью избежать тенорового ключа некоторыми музыкантами не одобряется.

Интересно обратить внимание учащихся на то, что два современных ключа как бы завершают систему фактически действовавших прежде пяти ключей До.

Профессор Ленинградской консерватории Р. И. Мернольф в свое время составил таблицу, удобную для ключевого транспонирования. Суть ее заключается в отыскании такого ключа, который позволил бы перевести запись в другую тональность, переписывания нотного текста (только путем перемены ключа и знаков альтерации). В таблице на первой линии нотоносца как бы спроецированы все семь ключей (пять ключей До и два современных ключа).