Ключи

Из семи возможных ключей До фактически были в употреблении пять: сопрановый, называемый часто дискантовым, меццо-сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый, то есть ключи, умещавшиеся на линиях нотоносца. В целом же семиключевая система (семи нотных станов) была замкнутой системой, позволявшей записывать лишь ограниченный круг музыкальных звуков из всего широкого диапазона музыкальных звуков нашего музыкального строя:

В дальнейшем, продолжает педагог, в связи с развитием инструментальной музыки и необходимостью охватить больший диапазон звуков на нотном стане, наряду с ключами До появились в употреблении ключи Соль и Фа, имевшие своим назначением обслужить высокие и низкие голоса и инструменты в целом, а не отдельный голос. Еще до недавнего времени были распространены ключи баритоновый (Фа на третьей линии) и старофранцузский (Соль на первой линии):

Однако и эти ключи, взятые каждый в отдельности, оказались не в состоянии удовлетворить потребности нотной записи, особенно, когда речь шла о записи нот для такого инструмента, как, например, фортепиано, диапазон которого не укладывался в один нотный стан.

В настоящее время повсеместное распространение получили скрипичный и басовый ключи, то есть ключ Соль на второй линии и ключ Фа на четвертой. Чтобы объяснить учащемуся, какие преимущества современных ключей Соль и Фа позволили им вытеснить другие ключи, педагог должен обязательно сопоставить оба ключа как систему двух взаимодополняющих ключей:

Здесь ясно выступают квинтовые отношения обоих современных ключей с До, оказавшимся в этой системе между линиями. Три основных ориентира (до — соль — фа) оказались в отношении симметрии. В этом смысле лучше объяснить учащемуся, что басовый ключ (Фа) пишется не на четвертой линии снизу, а на второй линии сверху, как скрипичный — на второй снизу. Дело именно в их квинтовом отношении к центральному до I октавы, которое прежде писалось на различных линиях, а теперь закрепилось в центре двухключевой системы (в скрипичном ключе — на первой добавочной линии снизу, по существу же — между нотоносцами, в центре одного общего нотного стана, состоящего из двух нотных строк).