Нотный стан

Педагогу рекомендуется строить тему о нотной записи на основе одновременного усвоения учащимися ключей Соль и Фа, составляющих вместе, как будет видно из дальнейшего, систему ключей. Этим будет достигнуто лучшее усвоение ключей, вместе взятых, и каждого в отдельности.

Педагог останавливается на пятилинейном нотном стане (5-линейной нотной строке). При этом указывает учащимся, что нотный стан в разное время составлялся из разного числа линий (трех, четырех, шести, семи и более). В конечном итоге было оказано предпочтение пяти линиям. Это объясняется тем, что поиски наиболее удобного нотного стана происходили в то время, когда преобладала вокальная музыка, а инструментальная была развита слабо. Нотный стан и система ключей были призваны, следовательно, обслужить прежде всего вокальную музыку.

С этой точки зрения удобство пятилинейного нотного стана заключается в том, что он без каких-либо добавочных линий охватывает звуки средней тесситуры певческого голоса. В то же время небольшое количество линий удобно для зрительного охвата положения ноты на нотном стане. Этому же способствует нечетное количество линий, позволяющее быстро установить среднюю линию, симметрично разделяющую нотный стан.

Такой нотный стан мог, естественно, обслужить только один какой-то голос. Для обозначения разных голосов, имеющих разную тесситуру, пришлось прибегнуть к целому ряду ключей. Каждый из них предназначался специально для данного голоса. Таким образом, возникли ключи: сопрановый, альтовый, теноровый, баритоновый и др. Все они обозначают на нотном стане один и 'тот же звук до I октавы. В зависимости от тесситуры голоса ключ фиксирует звук до на разных линиях нотного стана; но при этом для более высокого голоса ключ выставлялся на более низких линиях нотного стана, и наоборот — для более низкого голоса ключ выставлялся па более высокой линии нотного стана. Это и позволяло укладывать при нотной записи звуки удобной тесситуры данного голоса на нотном стане, не прибегая к добавочным линиям.