Нотная запись

Очерк охватывает темы: потный стан, ключи, ноты (длительности), нотная запись музыки (нотация).

Объединяя указанные разделы теории, мы исходим из того, что нотация представляет собой исторически развившийся способ наглядной записи музыки, позволяющей на основе зрительно-слуховой ассоциации очень близко связывать нотную запись с восприятием реально звучащей музыкальной ткани.

Учащимся музыкального училища или старших классов музыкальной школы нет надобности сообщать о том, что ноты пишутся на пяти линиях, что длительности графически выражаются в нотных знаках (целых, половинных, четвертях, восьмых и т. д.). Как уже отмечалось, в учебниках «Элементарной теории музыки» обо всем этом говорится, очевидно, в расчете на совершенно неграмотного. Но учащиеся музыкального училища или старших классов музыкальной школы не нуждаются в этих сведениях: они их давно освоили практически на уроках по специальности, на занятиях по музыкальной грамоте или в начальном курсе сольфеджио. Подлинный интерес в курсе теории музыки представляет система нотной записи в целом и краткие сведения из истории развития нотации. Педагогу, который хотел бы шире ознакомиться с проблемами истории нотации, соотношения нотации и сольмизации, а также с некоторыми предложениями о «рационализации» современной нотации, можно рекомендовать статью П. Вейса «Абсолютная и относительная сольмизация» в сборнике «Вопросы методики воспитания слуха» (Л., 1967), а также работу К. Еременко «Проможлив шляхи розвитку сучасно системи  нотописання (Киiв, 1966).

Следует начать с напоминания учащимся, что основное, смысловое содержание музыки передается звуковысотными и ритмическими отношениями музыкальных звуков, вследствие чего наша нотная запись прежде всего отражает эти отношения. При этом, указывает педагог, нотная запись более наглядно обозначает звуковысотные, чем ритмические отношения. Однако в целом нотная система вполне способна достаточно наглядно отразить как высотные, так и ритмические отношения музыкальных звуков и их взаимосвязи.