Музыкальные инструменты

В этом же разделе педагогу следует остановиться кратко на музыкальных инструментах, как носителях различных тембров, уделив особое внимание народным музыкальным инструментам.

Музыкальные инструменты профессиональной музыки возникли и получили тембровую и игровую выразительность в народном творчестве, где музыкальный инструмент неотрывен от пения и танцев; многие инструменты, принятые в современном симфоническом оркестре, развились из народных инструментов; многие народные инструменты, имеющие давнюю историю в народном творчестве, и в настоящее время развиваются и совершенствуются. Перечисляя разные виды музыкальных инструментов, педагог наряду со скрипкой назовет кяманчу, рядом с флейтой покажет най, с гобоем — зурну, с арфой — гусли, цитру, каннель, кантеле, наряду с ксилофоном — цимбалы и т. д. При этом он отметит богатство и разнообразие инструментов русского народного оркестра: балалайку, домру, усовершенствованные гусли, владимирский рожок, жалейку и другие инструменты.

Когда мы говорим о воспитании верной направленности художественных запросов и музыкального вкуса учащихся, то это, между прочим, означает, что мы должны привить им любовь и уважение к замечательному инструментарию народов нашей многонациональной социалистической Родины. В музыкальной педагогике обязательно должно быть отражено сближение профессиональной музыки с народным творчеством в нашей стране. Педагог может использовать иллюстрации, которые содержатся в книгах Гаджибекова, Виноградова, Мелигайлиса, Кочеряна, Петросянца, а также в Атласе музыкальных инструментов народов СССР.

Начиная с первых занятий, нельзя обойтись без употребления ряда терминов, обозначающих различные нюансы (темповые, динамические и др.). Усвоение этих терминов нецелесообразно сводить к заучиванию по таблице, представляющей собой выписку из словаря. Учащиеся должны сначала на музыкальном произведении усвоить значение основных оттенков исполнения и их функцию в музыке, а затем перейти к терминам, которые обозначают тот или другой нюанс. При этом и произношение и начертание иностранных слов должны усваиваться постепенно, по мере того как эти термины будут встречаться в процессе изучения теории музыки и поскольку знание их окажется необходимым для понимания предмета. Лишь к концу занятий учащийся должен отчитаться в усвоении им основных терминов по систематизированной таблице.