Тембр

Переходя к объяснению тембра, педагог сообщает, что музыкальный звук представляет собой сложное сочетание многих звуков, возникающих от колебания частей источника звука: струны, воздушного столба и др. Частоты колебаний этих призвуков (обертонов) находятся в отношениях целых чисел к частоте основного (самого низкого) звука. Тембр звука определяется составом и интенсивностью обертонов (призвуков) и зависит от акустических особенностей голоса или музыкального инструмента, а также от способа звукоизвлечения. Знание обертонового (натурального) ряда звуков обязательно, так как, помимо тембра, этот ряд лежит в основании некоторых других музыкальных закономерностей, таких, как строение мажорного трезвучия, кварто-квинтовые соотношения гармонических тонов и др.

В связи с объяснением тембра педагог указывает, что наиболее красивыми и выразительными тембрами обладают человеческие голоса, голоса певцов; что для любого музыкального инструмента и для играющего на нем высшим мерилом выразительности, прочувствованности исполнения и тембровой красоты является степень приближения к красоте, широте дыхания, гибкости человеческого голоса; что каждый музыкальный инструмент обладает основным, характерным для всех его звуков тембром и типичным способом извлечения звука (например, смычок у струнных инструментов), но в разных регистрах диапазона данного инструмента звук изменяет свои тембровые выразительные свойства.

Полезно отметить, что для определения особенностей тембра музыкального инструмента мы применяем слова, заимствованные из самых различных областей человеческих ощущений и переживаний, например: тембр светлый, блестящий, яркий, темный, матовый, мягкий, резкий, густой, тонкий, свистящий, бархатный, угрюмый, сдавленный, стеклянный, металлический и т. д.