Способы записи хроматической гаммы

Известны два способа записи хроматической гаммы. Наиболее распространенный способ основывается на родстве тональностей.

Этот способ записи связан с мелодическим характером интонирования хроматической гаммы, с выявлением вводнотонных свойств хроматизма. Существует и другой способ записи хроматической гаммы, при котором в восходящем движении все ступени, отстоящие от последующей на целый тон, повышаются, а в нисходящем — понижаются:

Об этом способе записи хроматической гаммы также упоминается в учебниках теории, но ему при этом не дается никакого объяснения. И. Способин, например, пишет: «повышение VI ступени все же иногда встречается».

В чем здесь причина применения второго способа записи? В невнимании Глинки? Или, наоборот, в чуткости его слуха, прекрасно различавшего оттенки хроматизма? Глинка, конечно, сознательно йотирует в этом пассаже восходящий хроматизм как скользящую последовательность, пренебрегая в данном случае «узлами вводнотонности».

Следовательно, когда хроматизм включается в скользящую полутоновую последовательность, в технический пассаж, при котором сопряжения соседних тонов прослушаны быть не могут, а имеет значение лишь направление движения, можно применить этот второй способ записи хроматической гаммы, в мелодическом отношении нейтральной.

Педагог возвращается к теме «Хроматическая гамма» после ознакомления учащихся с родством тональностей и теперь раскрывает смысл традиционной нотации хроматической гаммы: в восходящем движении хроматическая гамма включает в диатонический звукоряд лада доминантные вводные тоны к тоникам тональностей близкого родства; в нисходящем движении хроматическая гамма включает в диатонический звукоряд субдоминантные вводные тоны к доминантам тональностей близкого родства (1—Вводи, тоны в тоники родствен, тональностей, 2 — Вводи, тоны в доминанты родствен, тональностей):

Следует еще раз подчеркнуть, что хроматизм и в том числе хроматическая гамма мыслится как вводнотонное обогащение («оснащение») диатоники, и поэтому процесс записи хроматической гаммы должен начинаться с фиксации диатонического звукоряда лада и на его основе «оформляются» хроматические вводнотонные звуки, нотация которых объяснена выше.

 

Нотация хроматизма в современной музыке

В группах специального курса теории музыки (на теоретико-композиторском отделении) вполне целесообразно коснуться вопроса о нотации хроматизма в современной музыке, в творчестве композиторов, выявляющих новые закономерности ледообразования, в котором уже трудно отличить диатоническую основу от хроматических звуков и где вводнотонность нейтрализуется, как бы теряет ладовую заостренность, «чувствительность» и полутоновые отношения в сущности приобретают смысл прилегающих ступеней 12-ступенной диатоники. В курсе теории музыки невозможно подробное рассмотрение этого принципиального и, надо признать, трудного вопроса. Все же, в порядке ознакомления, не требуя выполнения каких-либо технологических работ следует показать учащимся возможные варианты нотации в полутоновых последованиях, встречающихся в современной музыке. Снятие вводнотонных функций с хроматических звуков освобождает нотацию от строгого соблюдения «дистанции» по отношению к какой-либо диатонической гамме, и все определяется конкретными мелодическими оборотами, ладовыми ситуациями, характеризующими специфику ладовыражения современности. Можно заметить, в частности, что полутоновый звукоряд в новых условиях ладообразования легко объединяет в рамках одной ладотональности диезные и бемольные альтерации; приводим здесь несколько вариантов нотации полутоновой последовательности в современной музыке.