Хроматическая гамма, ее строение и правописание

Из полутонов диатонических и хроматических образуется хроматическая последовательность. С точки зрения качества интонирования, в хроматической последовательности, как было указано, происходит образование вводного тона (хроматический полутон), его разрешение (диатонический полутон), его снятие или погашение (хроматический полутон). В момент погашения может образоваться новый вводный тон в обратном направлении.

Термин «погашение» вводится здесь для обозначения выразительности, связанной с отказом от разрешения появившегося вводного тона. Имея в виду, что всякое повышение диатонического тона несет с собой некоторое просветление общего колорита звучания, можно говорить о некотором затенении, которое обусловлено отказом от разрешения образующегося восходящего вводного тона. Погашение вводного тона действует во многом сходно со сменой мажора минором, когда восходящая вводнотонная тенденция III ступени мажора «погашается» обратной тенденцией III ступени минора.

Таким образом, в полутоновом последовании, каким является хроматическая гамма, можно обнаружить разнообразные мелодические связи.

Приведенная выше схема обнаруживает следующее.

Отмеченная звездочкой в восходящей хроматической гамме вводнотонная ситуация характерна тем, что звук ми, в зависимости от контекста, может интонироваться как вводный топ к фа, но может интонироваться также как опорный тон для фа: в этом случае фа выступает как вводный тон к ми.

В нисходящей хроматической гамме стрелками отмечены погашения вводных тонов, представляющие собой одновременно образования новых вводных тонов в противоположном направлении (переключение вводного тона).

Выразительность вводнотонных образований и их погашений проявляется с особой силой в примерах, содержащих цепь секвентных спусков, нередко связывающихся в нашем сознании с образом «угасания», как в примере из романса Рахманинова:

Все изложенное выше приводит к вопросу о нормах правописания хроматической гаммы или хроматического исследования. Во всех тех случаях, когда хроматизм носит мелодический характер и не является просто скольжением (глиссандо), а сопряженные пары звуков отчетливо прослушиваются как соотношения,— нотация должна показать, где именно возникает вводнотонность и где ее нет. Это важно для того, чтобы хроматическая гамма приобрела внутреннюю опору, а не являлась скользящим последованием полутонов, которое нередко интонируется фальшиво именно вследствие отсутствия прочной внутренней диатонической ладовой опоры.