Хроматизм

Хроматизм возникает на основе диатоники. Диатоника представляет собой систему соотношений основных (неизмененных) ступеней лада. Существо хроматизма заключается в обострении внутриладовых отношений, усилении тяготения одних тонов лада к другим через повышение или понижение диатонических ступеней на полтона. По сравнению с пентатоникой 7-ступенные лады диатоники уже проявляют некую сопряженность тонов, благодаря появлению полутоновых отношений. Еще сильнее явление вводнотонности проникает в октавные звукоряды мажора и минора. Острота вводнотонных отношений ярко проявляется в ладах с увеличенными секундами. Все же в тех случаях, когда в мелодическом движении участвуют только основные ладовые ступени, неправомерно рассматривать полутоновые отношения как явления хроматизма.

Так же не следует принимать за хроматизм просто чередование полутонов без осмысления диатонической основы этого движения (скольжение по полутонам). Хроматизм предполагает повышение или понижение диатонических ступеней лада на полутон с целью сблизить эти ступени и усилить взаимотяготение тонов в ладу. Хроматизм приводит к обострению мелодического хроматизма и функциональных отношений между созвучиями в гармонии.

В курсе теории музыки к сфере хроматизма относятся темы о хроматической гамме и ладовой альтерации. Первый вид хроматизма (в хроматической гамме) связан с модулирующими тенденциями ладотональности, второй — с внутриладовым обострением тяготений неустойчивых ступеней к устоям лада. В том и другом виде проявления хроматизма следует различать конкретную форму вводнотонности. Как уже указывалось, вводнотонность проявляется и между диатоническими ступенями там, где между ступенями образуется полутон:

Полутон на клавиатуре в акустическом смысле всегда есть однородная величина («половина тона»), но в реальном звучании голоса или нетемперированного инструмента интонируется по-разному. Посмотрим внимательно на разные случаи хроматизма, на разные примеры «вводнотонных ситуаций», систематизированных в таблице 6.

Звук соль-диез, например, в качестве вводного тона к ля заметно отличается от «равного» ему (на клавиатуре) звука ля-бемоль; последний стремится к звуку соль, в то время как звук соль-диез стремится сблизиться, «влиться» в ля. Оба вводных тона должны восприниматься как тяготеющие к своим диатоническим опорам. В одном случае чувство вводнотонности заострит интонацию в сторону повышения (соль-диез), в другом — в сторону понижения (ля-бемоль).

Если острота (вводнотонность) хроматического звука достаточно ощутима, когда он образует вспомогательный диатонический полутон, то его острота усиливается, когда он образует хроматический проходящий полутон.

Нередко вслед за разрешением хроматического вводного тона мелодия (или голос гармонической фактуры) делает ход на диатонический тон в обратном направлении, как бы преодолевая остроту вводнотонной ситуации. Труден для восприятия и интонирования мелодический оборот, в котором хроматический вводный тон не разрешается в свой опорный тон, к которому он устремлен: возникшее острое напряжение не находит разрядки и «сникает» на хроматический полутон в обратном направлении. Такое снятие неразрешенного вводного тона требует при восприятии и интонировании хорошо развитого внутреннего слуха, способного мысленно представить процесс образования вводного тона и восстановления диатоники при его снятии. Наконец в ситуациях вводнотонности часто возникает окружение диатонического тона двумя хроматическими вводными тонами.

Итак, в интонационном отношении полутон проявляется в мелодике то как вспомогательный вводный тон, то как проходящий вводный тон. В вводных узлах мелодии различается момент образования вводного тона, его разрешения, его преодоления ходом на большую секунду в обратном направлении (восстанавливающим диатонику) и его снятие. Наконец, мы встречаемся с окружением ступени лада двумя хроматическими полутонами (вводными тонами).

Мелодический хроматизм и сопутствующие ему вводнотонные отношения проявляются при хроматическом повышении или понижении диатонических ступеней лада, при сочетании звукорядов разных видов в одной и той же тональности, при сочетании разных ладов народной музыки (см. очерк о ладовом воспитании во II ч. книги), при модуляциях и отклонениях, в полутоновом движении по хроматической гамме (о хроматической гамме ниже сказано подробнее), в голосах альтерированных аккордов, в ряде специфических национальных ладов народной музыки (например, в ладах польского фольклора). Что касается полутоновых отношений в мелодике современной музыки, то здесь встречаемся с новыми закономерностями ледообразования.

Методические вопросы, связанные с прохождением в курсе теории музыки темы о ладовой альтерации, рассматриваются довольно сходно во всех учебниках. Кроме того, изучение ладовой альтерации составляет специальную тему в курсе гармонии. Менее согласно излагается тема о хроматической гамме, ее сущности и правописании. Здесь специально остановимся на этой теме.