Ладо-ритмические положения

Остановимся еще на одном весьма характерном моменте в мелодике русской народной песни, который многообразно претворился в мелодике русской классики и ознакомление с которым полезно для воспитания наблюдательности учащихся, чуткости их к выявлению стилевых особенностей мелодики. Речь идет о частом явлении в русской мелодике, когда один из опорных звуков лада (не обязательно, чтобы этим звуком была тоника) служит некоей осью, стержнем мелодического движения, как бы его слуховым горизонтом. Этот звук, направляя в разные стороны мелодическое движение и сам появляясь в разных мелодических ситуациях, в различных ладо-ритмических положениях окрашивается в новые ладовые оттенки.

Тоном, на который ориентируется все мелодическое движение, является квинтовый тон основной ре-минорной тональности в арии Ивана Сусанина:

Такую же роль выполняет в песне Вани из оперы «Иван Сусанин» звук соль-диез, который из терции Ми мажора перевоплощается к концу периода в тонику соль-диез минора:

Напомнив учащимся об общих песенных основах русской вокальной и инструментальной музыки, педагог может показать отмеченное здесь явление на мелодиях из инструментальной музыки классиков. В скрипичной мелодии Чайковского осью мелодического движения является звук фа.

Необходимо предупредить представление об этих перевоплощениях тона, как о простой повторности, подобной, например, отрывистому настойчивому повторению звука до в этой теме:

Здесь до появляется в тех же ладо-ритмических положениях, и его выразительность не выходит за пределы настойчивой повторяемости того же момента в мелодическом образе. Выразительность же выдержанного тона, обогащаемого разными гармониями, связана в общей форме со сдержанностью и внешней неподвижностью при богатейших внутренних изменениях чувств при сложных психологических перипетиях; это же средство выразительности может быть связано и с настойчивым и убедительным высказыванием, в котором для доказательства верности мысли отыскиваются все новые аргументы... Укажем здесь на сходные случаи перевоплощения тона в мелодике некоторых песен Шуберта; они могут быть привлечены педагогом дополнительно. В качестве примера приведем мелодию песни «Мельник и ручей», в которой осью движения служит звук ре.