Черты ладовой структуры мелодии

В качестве характерной черты ладовой структуры мелодии можно отметить образование 7-ступенным эолийским ладом двух септим от опорных тонов. Следует отметить, наконец, что для песни характерен частый и долгий распев слогов на ряд звуков напева: первый слог в последнем слове «крутые» распет на 8 звуков. В этом отношении песня близка к приведенной в предыдущем очерке песне «Не одна во поле».

Нет надобности и в данном случае подробно излагать весь ход анализа мелодии, поскольку педагог должен иметь возможность проявить собственную инициативу.

Отметим здесь некоторые новые детали, составляющие особенности не только данной песни, но и русской народной песни в целом. Кроме частых трихордных образований в мелодике, в песне можно отметить стержневое значение кварт и квинт; кварта фа-диез си перекликается с квинтой фа-диез — до-диез (при общей опоре на фа-диез) и с квинтой ми — си (при общем тоне си). Следовательно, стержневая кварта связана обоими своими тонами с обеими стержневыми квинтами.

Переменность размера указывает на свободное, неметризованное развитие мелодии. Вместе с тем тактовые черты выставлены перед акцентами, объединяющими музыкальные и слоговые ударения. Отметим характерную особенность слоговых распевов: во всех случаях долгого распева слога на несколько звуков следующий слог поется уже только с одним звуком и сразу соединяется в качестве затакта с новым слогом текста (см. последние слоги в словах «горы», «крутые»).

Остановимся на некоторых частных особенностях мелодики в ряде других примеров, без приведения их всестороннего анализа. Рассмотрим мелодию первого периода из романса Чайковского «Средь шумного бала».

Педагог должен указать на отклонение мелодии в Фа мажор в конце первого предложения и отметить, что это отклонение аналогично одному из видов ладовой переменности в народной песне. Далее следует указать на стержневое значение мелодических квинт: в ре миноре доминантовой квинты ля — ми и тонической (заполненной) в конце периода; в Фа мажоре — заполненной доминантовой квинты до — соль.

Особый интерес здесь представляет кульминационное значение нисходящих мелодических сексты и септимы, сопоставленных рядом и образующих «скрытое двухголосие», совершенно нехарактерное для мелодики народной песни. Большие нисходящие интервалы, как бы уходящие вглубь от верхнего ре, связаны с кульминационным для мелодии значением слов «но тайна».

Несимметричность фраз (5 + 3 такта), свободное декламационное произнесение слов текста, конечно, роднит эту мелодику с народной песней. Вместе с тем вальсовость ритма, симметрично повторяющиеся паузы представляют собой, так же как и «скрытое двухголосие», новые черты по сравнению с народной песней.