Ритмическое развитие мелодии

Богатство и глубина мелодического образа, многообразие оттенков раскрывающегося в песне чувства находят выражение в своеобразии ритмического развития мелодии. Обратим внимание на размер этой песни в связи с общей расчлененностью формы. В каждой из четырех мелодических фраз по шесть четвертных длительностей. Иначе говоря, все фразы по общей протяженности равны между собой. Однако внутренняя структура каждой фразы весьма своеобразна. Чередование долей происходит мерно, ровно, без ударных акцентов на первой доле каждого размера. В качестве бесспорных, хотя и мягких акцентов выделяются пунктированная нота во втором такте на слове «былинка», аналогичная нота в пятом такте на слове «людей» и долгий звук ми в конце четвертого такта в каденции третьей фразы мелодии. Все эти акценты образовались протяженностью звука, движением мелодии на интервал кварты или квинты (наибольшие интервалы в данной песне) и в тех именно местах, где находятся наиболее значительные ударные слоги поэтического текста.

Запись в переменном размере обычно указывает на непериодичность акцентов, на свободное ритмическое развитие мелодии и на подчинение тактовой черты и группировки нот строению и смыслу поэтического текста. Так происходит и в данной песне. Тактовый акцент, имеющий большое значение в танцевальной музыке, вообще в музыке четко метризованного движения и периодической размеренности, здесь имеет весьма условный характер и подчиняется смысловому акценту фразы. Здесь мы видим образец варьирования мелодии при помощи сходного «ритмического рисунка» и при изменяющихся ладовых отношениях: для этого следует сопоставить первую фразу с третьей, а вторую — с четвертой. Последняя звучит не только вариантом второй, но и ответом ей и вместе с тем итогом-выводом всего мелодического развития. Тот факт, что вторая часть песни в целом служит как бы ответом на первую, следует также отметить как типичное проявление формы народной песий, связанной с характерной особенностью развертывания поэтической строфы.

Весь напев четко членится, в соответствии с содержанием поэтического текста, на две части и на четыре фразы. Первым двум фразам, содержащим метафорическое сравнение личной судьбы девушки с одинокой былинкой, растущей в поле, отвечают две последние мелодические фразы, совпадающие с поэтическим рассказом о реальных событиях ее молодости. Здесь также нет и того постепенного разворачивания мелодического движения, расширения масштаба и диапазона мелодии, как в песне «Не одна во поле дороженька».  Своеобразная  черта  анализируемой мелодии состоит в сочетании четкой разделенности напева на равные по протяженности части с богатым варьированием мелодики внутри каждой части и фразы.

Уделив основное внимание рассмотрению мелодии в целом и взаимодействия в ней средств музыкальной выразительности, педагог может дополнительно отметить некоторые подробности, относящиеся отдельно к ладу, ритму, форме песни, упущенные им в общем описании. По отношению к данной мелодии педагог может отметить звукоряд лада (6-ступенный мажорный звукоряд от соль и 6-ступенный звукоряд ми минора; в первом случае отсутствует VII, во втором — II ступень, если сравнивать их с одноименными звукорядами обычного мажора и минора); можно отметить также разнообразие мелодических каденций: в первых двух случаях поступснный спуск к опорному тону, в третьем — нисходящее движение по квартсекстаккорду, а в последней каденции — окружение V ступени с последующим спуском на квинту вниз, к тонике. Последний мелодический оборот обладает наибольшими возможностями из всех каденций данной мелодии для того, чтобы завершить форму: убедительность его обусловлена сочетанием в нем акцента, неустойчивого звука (до) и хода с квинты на тонику. В дальнейшем при анализе мелодий несколько иного типа мы сократим изложение, полагая, что педагог сам, по примеру предыдущего анализа, сможет раскрыть перед учащимися с большими подробностями процесс развертывания мелодического движения и строение мелодии как цельного художественного организма. Предлагаемая вниманию педагога мелодия песни дает обширный материал для новых наблюдений учащихся:

Целесообразно прежде всего напеть или наиграть мелодию, подтекстовывая слова.

В этой песне  рисунок мелодической линии на редкость своеобразен и в известной мере находится в связи с образно-эмоциональным содержанием, выраженным в тексте через метафорический образ «крутых гор»: первая же фраза представляет собой мелодическое движение, которое можно охарактеризовать как постепенный волнообразный подъем на вершину ми и плавный, без особых усилий, спуск к исходному звук). Этот же рисунок повторяется в конце песни. Между этими контурами пролегает фраза, в которой мелодическое движение дважды круто поднимается (на сексту и кварту) и плавно опускается, как бы уподобляясь рисунку рельефа гор, меньших по сравнению с крайними.

Эти два напева составляют среднюю часть трехчастной мелодии; она опускается до ми, отстоящего на тон ниже тоники песни — фа-диез. Тонический уровень мелодии восстанавливается в последней фразе. На типичность такого сдвига от тоники минорной песни на тон вниз уже указывалось в очерке о выразительности интервалов.