Методика анализа мелодии в курсе элементарной теории музыки

Ведущее значение мелодии для музыкального творчества диктует необходимость рассмотрения в курсе теории музыки элементарных вопросов мелодики. В наших очерках рассмотрение отдельных выразительных средств музыки основывалось прежде всего на мелодике. По мере изучения изолированных элементов музыки было показано частное взаимодействие их между собой:«взаимодействие лада и интервалов, интервалов и ритма. Изучение мелодии как художественного целого должно показать учащимся взаимодействие всех основных элементов музыки.

Рамки курса определяют пределы возможного анализа и методические требования к педагогу, связанные с организацией занятий по усвоению темы о мелодии. Мелодический анализ в курсе теории должен ставить своей задачей воспитание у учащихся умения объяснить общий выразительный характер мелодии и его связь с текстом, установить особенности лада, ритма и характер взаимодействия в данной мелодии основных средств музыкальной выразительности и, наконец, в общих чертах, строение (форму) мелодии.

Кроме того, весьма желательно воспитать у учащихся навыки отыскания некоторых легко обнаруживаемых характерных черт русского мелодического стиля. Об ограничительных пределах мелодического анализа в данном курсе следует предварительно договориться, чтобы педагог не ставил перед учащимися трудных и не столь обязательных задач при ознакомлении их с основными элементами мелодии.

Отбор мелодических образцов при изучении мелодии следует производить прежде всего из русских народных песен, затем из тех мелодических сокровищ русских классиков, которые ближе всего по композиционным основам стоят к принципам народно-песеннего творчества, а также из выдающихся образцов мелодики советских композиторов.