Симфонии Книппера

Стремление к новому отчетливо проявилось и в партитурах симфоний Книппера. Их у него двадцать одна, причем большая часть написана в послевоенные годы, в период полного созревания таланта и мастерства. Перелистывая эти партитуры одну за другой, мы увидим, что композитор отлично понимал необходимость обновления канонов жанра, вел поиски формы оркестровых средств для каждой из симфоний. Не все удались ему в равной степени, но каждая внесла в его стиль новые черты, вплоть до самых последних, в которых мы и узнаем почерк автора, и видим его в чем-то изменившимся.

Много нового и в последних симфониях Книппера. Работая в этом жанре почти сорок лет он, казалось бы, должен был установить свои каноны и следовать им. Однако этого не произошло. Создание симфонии всегда связывалось у него с потребностью обобщить впечатления и образы жизни, которые с годами изменялись, а вместе с ними — (содержание, форма, самая концепция симфонических произведений. Помимо этого сказались и общие процессы, происходящие в современном симфонизме и так или иначе затронувшие всех композиторов, работающих в этой области. Вот почему симфонии Книппера занимают видное место в общей картине нашего музыкального творчества и имеют полное право на жизнь в концертных залах. Опыт показал, что они неизменно встречаются слушателями с интересом.