Сюита «Солдатские песни»

Личное знакомство с композитором помогло нам лучше понять его творчество и заставило с еще большим вниманием следить за его развитием. Он подходил к своему сорокалетию — рубежу, обозначающему зрелость художника, когда полностью определяется стиль и характер творчества. Однако Л. Книппер принадлежал к числу тех, кто не хотел останавливаться и успокаиваться на достигнутом, и его послевоенное творчество свидетельствует о расширении кругозора, расширении тематизма, обновлении средств выразительности, росте мастерства, которое привело к новой кристаллизации стиля. Можно сказать, что возраст и творчество Л. Книппера находились в обратно пропорциональном отношении: с течением времени художественная пытливость и требовательность нарастали, и произведения 50—70-х годов во всех отношениях заслуживают внимания: они созданы оригинально мыслящим композитором, чутко прислушивающимся к запросам жизни.

Яркий пример — сюита «Солдатские песни». На первый взгляд — это просто несложная оркестровая пьеса, предназначенная для включения в программы популярных симфонических концертов, в том числе — устраиваемых на открытом воздухе. Но при более внимательном вслушивании в сюиту открывается, что в это небольшое произведение композитору удалось внести много творческой выдумки.

Мы остановились на этой партитуре, далеко не самой значительной в наследии Л. Книппера, чтобы показать высокую требовательность композитора, критерии которой оставались неизменными во всем. Он обладал высокоразвитым чувством художнической ответственности, профессиональной честности и никогда не отступал от установленного им самим уровня требований.

Такую же взыскательность проявил он и работая в оперном жанре, где автор каждый раз ставил перед собой большие и важные задачи, смело искал новые творческие решения. Это относится, прежде всего, к опере «Корень жизни», над которой он работал долго и добился большой силы художественной убедительности. К сожалению, его опера мало известна музыкальной общественности: в Москве она прозвучала лишь в концертном исполнении, а на сцене шла едва ли не в одном Куйбышевском театре, да и то недолго. Л между тем «Корень жизни» занимает важное место на творческом пути композитора, свидетельствуя об активности поисков индивидуального метода реалистического воплощения жизненной темы.

В опере есть и рельефные образы действующих лиц, и интересно намеченная линия музыкальной драматургии, и, главное, в ней композитор стремится передать чувство народной любви к Ленину, раскрывая его в теплых и прочувствованных лирических образах. Пели сопоставить это произведение с первой оперой Книппера, то можно видеть, как далеко ушел он по пути реалистической музыкальной драмы, как обогатилась его палитра — во многом под влиянием работы над воплощением советской тематики в симфонической музыке. Можно сказать, что в ней были элементы театральности, а в опере проросли зерна симфонизма.

Последнее его музыкально-драматическое произведение—на сюжет чудесной сказки А. Сент-Экзюперн. Многим памятны первые впечатления от «Маленького принца», увлекшего читателей поэтичностью и глубиной мысли, выраженной в форме фантастического повествования. Оно подсказало композитору идею оперы и внушило желание написать музыку столь же необычную, как и самый текст. Он упорно искал новые формы построения оперного спектакля, расширил круг привычных для него выразительных средств, опера стала для него одним из любимых произведений, он вложил в него много творческой выдумки, рассказывал о нем с особым увлечением, но ему так и не удалось услышать свою музыку в театре. Хотелось бы, чтобы «.Маленький принц» заинтересовал наши театры, и мы смогли увидеть на сиене это вдохновенное произведение.