Прима, секунда.

Прима

Прима в гармонической форме представляет собой слияние двух или более голосов в одном звуке. Такое, обычно разнотембровое, слияние характерно для подголосочной полифонии народного многоголосия. Гармоническая прима в общей форме выражает собранность, слитность, согласованность. По этой причине гармоническая прима (унисон) часто используется в народном многоголосии в кадансе.

Мелодическая прима является, в сущности, повторением одного и того же звука и в качестве повтора составляет один из элементов мелодического развития.

Секунда

Малая секунда в гармонической форме. Этот интервал можно назвать «совершенным» диссонансом. Он требует немедленного «разрешения», успокоения, разрядки. Резкость его диссонирования меняется: на фортепиано, например, он звучит резче, чем в вокальном ансамбле. Если малая секунда в гармонической форме следует за другой малой секундой, то такое повторение может стать реалистическим средством выражения только в виде исключения, вызываемого особой характерностью образа.

Малая секунда гармонически настолько диссонирует, что если интервал задержать (оба его звука протянуть) или исполнять быстрый пассаж малыми секундами, он воспринимается как мелодический и звучит как короткий, быстрый форшлаг. В нужном месте, подготовленный развитием образа, интервал малой секунды в составе аккорда может и задержаться и принести удовлетворение именно своей остротой и резкостью. Для песенного фольклора некоторых народов характерны малые гармонические секунды в двухголосии (например, в песнях шопских болгар).

Малая секунда в мелодической форме — один из самых характерных и острых интервалов в мелодическом движении. Обращение с этим интервалом требует большой осторожности. В малой секунде сказывается касание ближайших ступеней лада, ближайших звуков нашего музыкального строя. С этой особенностью малой секунды связана острота вводного тона, в частности острота стремления VII ступени мажора и минора в тонику, усиливаемая фактом завершения звукоряда.

Мелодической малой секунде (в отличие от полутонов в движении глиссандо, в пассаже) особенно свойственна вводнотонность. Понятие о вводнотонности Асафьев убедительно распространил на тот вид хроматизма, который приводит к образованию как бы внутритональных вводных тонов к другим, кроме тоники, ступеням лада. Можно представить себе любые 2 звука, между которыми образуется малая секунда, исполнить их равными длительностями, даже не выделяя один из них динамически или ритмически, и убедиться в том, что один из звуков наше сознание субъективно превращает в опорный, а другой — в вводный к нему сверху или снизу. Малейшее усилие сознания, которое захочет акцентировать один из этих звуков, прямо определит этот акцентируемый звук как опорный и тем самым второй звук как вводнотонный по отношению к нему.

Малая секунда — это диатонический полутон. Только в диатоническом полутоне один из звуков приобретает свойство опорности, без которой не может быть и вводнотонности. Таково проявление ступенчатости лада. Интонационные свойства полутоновых отношений (диатонических и хроматических полутонов) подробно рассматриваются в очерке «Хроматизм».

Свойство вводнотонности придает этому интервалу особо чувствительный, подчеркнуто эмоциональный характер. Любая нечуткость композитора, нарушение художественной меры в использовании этого интервала немедленно приведет к сентиментальности. В руках же мастера, имеющего всегда в виду прежде всего верный образ, малая секунда получает такое звучание и воздействие, которые позволяют ей занять одно из ведущих мест в ряду мелодических интервалов. Напоминаем начало арии Ленского, арии Онегина («Вы мне писали»), начало романса Антониды, начальное двузвучие финала Второй симфонии Бетховена, начало фа-диез-минорного вальса для фортепиано Чайковского, начало романса Бородина «Для берегов отчизны дальней».

Большая секунда в гармонической форме в изолированном виде довольно резко диссонирует. Она значительно мягче в созвучиях ясного гармонического значения, когда слуху понятен путь разрешения звуков большой секунды. Отчетливое представление о том, куда разрешится диссонанс, всегда смягчает его резкость. Осмысленность и четкое соответствие выразительности диссонанса художественному образу иногда позволяют большой секунде стать самостоятельным средством выражения.

Большая секунда часто встречается вне аккорда, но представляет собой при, этом доминантсептаккорд (или другой септаккорд), который и определяет ее разрешение, поскольку нижний звук секунды воспринимается как септима аккорда (разрешающаяся движением на секунду вниз, в тоническую терцию мажорного или минорного лада). В примерах же из творчества Бородина и Мусоргского интерес и своеобразие большой секунды и ее выразительности состоит в том, что она не разрешается по ладовому тяготению тонов, а вычленяется по логике мелодических связей, или сопоставляется с малой секундой. Все это подчеркивает самодовлеющую диссонирующую роль интервала.

Большая гармоническая секунда типична для многоголосного жанра литовского фольклора «сутартине». Использование самодовлеющей тембровой выразительности большой секунды стало обычным явлением в творчестве современных композиторов.

Большая секунда в мелодической форме — основной интервал плавного мелодического движения в диатонике. По этой причине интонирование большой секунды происходит часто не по линии ее собственной выразительности, а на основе «движения по гамме»: секунда представляется началом мажорной или минорной гаммы. Но для представления о выразительном значении секунды этого недостаточно, ибо самостоятельная выразительность секунды при этом может вовсе и не прослушиваться.

Напомним несколько случаев, когда большая секунда выявляет самостоятельную выразительность, как созвучие двух прилегающих тонов лада, приобретающее свою характерность вне гаммообразного исследования: первая секунда «трихорда» (секунда вниз + кварта вверх), так тесно связываемого с русской песенностью, с широтой русского пейзажа, с распевным дыханием русской песни, например первые секунды «Картинок с выставки» Мусоргского (начало «Прогулки») или «Тройки» Чайковского; секунды гудошников в «Князе Игоре», Варлаама, читающего грамоту, в «Борисе Годунове»; вступления к монологу Пимена в той же опере и др.

Своеобразно проявляются выразительные особенности большой секунды в ладе ангемитонной пентатоники, характерном для многих песен разных народов (см. очерк «Лады народной музыки»).

Квинтет Д. Шостаковича начинается с осторожного касания, нащупывания соседних ступеней диатоники. Замечательна первая большая секунда, как бы застывающая в раздумье и во 2-м такте прикасающаяся к более теплой и «уютной» малой секунде. Хорошо прослушиваются в медленном темпе последующие терцовые окружения больших секунд. В этой мелодике четко выявляется характер больших секунд как прилегающих интервалов (соседнеступеневых).

Четко выявляется выразительность большой секунды в тех случаях, когда этот интервал преодолевает вводнотонность малой секунды, снимает ее. Малой секунде, разрешающей вводный тон, противостоит большая секунда в обратном направлении.

Выразительность большой секунды отлично проявляется в русской народной песне и мелодике русских классиков в «натуральном» миноре (точнее, в эолийском ладе), когда VII ступень лада соприкасается с тоникой не в гаммообразном последовании, а самостоятельно, образуя мелодический каданс или обозначая поворот к нему.

Активность большой секунды сказывается в тех случаях, когда она, преодолевая малую секунду, служит мелодическим ориентиром модуляционного сдвига или внутритонального подобия модулирования.

Во всех этих случаях большая секунда выступает не как пассивный интервал в гамме, а как самостоятельный выразительный интервал и прослушивается особенно четко. Малая и большая секунды, взаимодействуя, сопоставляясь одна с другой, дают многообразные возможности трансформации мелодического образа и модулирования; вместе с тем это сопоставление является ярким мелодическим ориентиром для слуха.

В связи с вводнотонным значением малой секунды необходимо коснуться вопроса о терминах «верхний» и «нижний» вводные тоны. Под ними понимаются VII и II мелодические ступени, окружающие тонику. Важнее термин «вводного» тона сохранить для обозначения м. 2 снизу и сверху к данному тону (не только к тонике). Это положение будет еще развито в дальнейшем и должно помочь овладению важными навыками интонирования, для которых необходимо связывать вводнотонность (в восприятии — интонировании) с малой секундой. Большие же секунды являются смежными тонами, прилегающими к тонике, так же как они являются прилегающими к любому звуку лада.

Прилегающее значение неустойчивых звуков к устойчивым, неопорных — к опорным в гаммообразном движении ясно само собой.