Выразительность простых интервалов

Большое внимание, уделяемое дальше выразительности простых интервалов, разной в различном контексте и вместе с тем сохраняющей свои устойчивые качества, объясняется следующим:

1. Прежде всего — желанием помочь педагогу пересмотреть методику преподавания темы об интервалах в курсе теории. Нельзя ограничиваться только перечислением учащимся цифровых данных о ступенях и количестве тонов. Если не рассматривать в курсе выразительного значения интервалов, то в нем останется лишь формальное, без всякого участия слуха, «прохождение» интервалов на бумаге. Показать интервал необходимо на конкретных музыкальных примерах; каждый интервал надо показывать не на одном, а на нескольких примерах, и притом разных, чтобы интервал выявил «многообразие в единстве».

Необходимо подчеркнуть коренное отличие рекомендуемого показа интервалов от ранее практиковавшегося (иной раз и поныне сохраняющегося) показа, закрепляющего за данным интервалом раз навсегда одну интонацию; например: кварта — «Вставай» (начало «Интернационала»), квинта — «Вы жертвою пали» и т. п. Такой прием показа приводил, правда, к тому, что интервал воспринимался не отвлеченно, не математически, а в живой, образной форме, но в то же время эти «унифицированные» ассоциации обедняли представление об интервале, и он терял свою обобщенность. Ассоциация кварты с «Вставай» вызывала в сознании только одну кварту, а именно — кварту Д — Т в мажорном ладе. Или, в отношении квинты, постоянная ассоциация с похоронным маршем вызывала слуховое представление только о минорной тонической квинте. Способствуя быстрому (и в то же время поверхностному) усвоению интервала, эта «натуральная» методика тормозила мышление, сковывала сознание учащихся и приводила к примитивному представлению об интервалах.

2. Подробное рассмотрение интервалов должно значительно облегчить прохождение с учащимися последующей темы о мелодии, где каждый интервал выявляет новое качество выразительности, вступая во взаимодействие с другими интервалами.

3. Внимание, которое уделяется здесь интервалам, будет полностью вознаграждено в дальнейшем, в методике сольфеджио. Мы будем отдельно говорить о мелодических интервалах и отдельно о гармонических, так как выразительные возможности тех и других качественно различны, хотя и могут в некоторых случаях (например, терции) сближаться.

Отбирая примеры для показа выразительных свойств мелодических интервалов, педагог должен учесть, что для развития мелодического образа особое значение имеют начальные интонации, начальные мелодические мотивы (в народной песне — зачин). Можно считать несомненно также особую яркость и запоминаемость начального мелодического интервала. В ряде случаев в последующем изложении для показа выразительного значения приводятся примеры мелодических интервалов, начинающих мелодию.