Интонационные образования

Но и этого мало. Один и тот же интервал, подобно любому другому выразительному средству музыки, может входить в интонационные образования самого различного смысла. Все зависит от стиля» и контекста данного произведения. Иными словами, в зависимости от контекста музыки, ее стиля, конкретного идейно-образного содержания, системы музыкального мышления — один и тот же интервал приобретает различное смысловое значение.

Педагог, устанавливая эту опосредованность выразительного значения интервалов, отмечает бесспорное наличие в них известных устойчивых выразительных качеств, которые сохраняются при всех смысловых опосредованиях и в любом контексте и которые создают возможность возникновения того или иного выразительного значения и интервала. По отношению к гармоническим интервалам мы уже указывали, в частности, на консонантность или диссонантность интервала, сохраняющиеся при всех ладовых и других условиях.

Напомним, что в курсе теории музыки принято рассматривать только вопрос о гармонических интервалах и только в разрезе их консонантности и диссонантности. Мелодические же интервалы, имеющие в музыке не менее важное значение, чем интервалы гармонические, обычно не рассматриваются. Между тем некоторые популярные сведения о мелодических интервалах в курсе теории музыки непременно должны быть даны.

Вряд ли закономерно требовать от курса теории музыки, чтобы он компенсировал отсутствующий (увы!) и поныне курс мелодики. Но подобно тому, как рассмотрение строения трезвучия в курсе теории музыки не означает еще изучения гармонии, так некоторые сведения о мелодических интервалах и общих моментах из выразительности в сопоставлении с аналогичными гармоническими интервалами не могут заменить собой специальный раздел науки о мелодии. Отметим, что в учебнике Способина, например, уже встречается упоминание о мелодических интервалах.