О выразительных свойствах диатонических интервалов

Учащиеся должны твердо усвоить, что музыка — искусство соотношений. Больше, чем любое другое искусство, даже из круга временных искусств, музыка познается через восприятие отношений. Конечно, и в других искусствах, например в живописи, смысловая выразительность начинается с установления отношений. «Одна линия сама по себе ничего не выражает; нужна вторая, чтобы придать ей выразительность. Это великий закон»,— писал Делакруа. Интересно, что далее этот художник приводит пример из музыки: «В музыкальном аккорде одна нота ничего не выражает, две вместе создают целое, выражают некую идею», иными словами, обладают некоторой выразительностью. С этими словами перекликаются высказывания Асафьева об интервале: «Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал — одна из первичных форм музыки...

Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов» («Интонация»).

Не следует требовать от учащегося ответа на наивный вопрос: «Что означает данный интервал?» Выразительность интервала зависит от многих обстоятельств.

Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме. Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его консонантность или диссонантность, а также состав аккорда, в который он может быть включен. Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), которым интервал образуется.

Для гармонических и мелодических интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр и характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором оно появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе; участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции или появляется после выдержанного топа и т. д.