Наглядные таблицы интервалов

таблицы скоро будут...

В заключение очерка приводим таблицы, полезные для лучшего усвоения интервалов. Они могут быть записаны учащимися и, что весьма желательно, использованы в классе в виде настенных таблиц, постоянно или периодически вывешиваемых перед группой учащихся в качестве наглядного пособия.

Вряд ли есть необходимость агитировать за использование в курсе теории музыки помимо слуховой «наглядности» также и зрительно воспринимаемых наглядных пособий. Еще В. Белинский считал наглядность «самым необходимым и могущественным помощником при учении». «Она состоит в том, чтобы помогать памяти и уму ребенка представлением вида и образа предмета, которые он изучает». В музыке, искусстве интонационном, наглядные таблицы не могут представлять «вид и предмет» музыки, то есть слуховой образ; тем не менее наглядные таблицы в теории музыки — это тоже «материальное и чувственное вспомогательное средство для спасения бедных детей от убийственного, подавляющего способности, сухого и мертвого отвлечения». Надо только различать, что в музыке может быть наглядно показано только исполнением самой музыки и что дополнено в предназначенных для зрительного восприятия наглядных таблицах.

После того как педагог устанавливает закономерности записи, учащемуся предлагается называть интервалы, на которые указывает педагог,— сначала на таблице, потом в нотной записи, в дальнейшем на белых клавишах фортепиано — непременно в гармонической и мелодической форме интервала. При этом на первых порах следует избегать в заданиях начертания интервалов, записанных в разных ключах. Позднее эти особые случаи будут усваиваться как отклонения от нормального зрительного образа интервала.

Эту таблицу отличают от существующих таблиц подобного рода следующие принципиальные моменты.

1.   На первом месте показана ступеневая величина, а не количество тонов и полутонов.

2.   В таблицу включен тритон (о нем см. ниже).

3.   В отличие от обычной практики возле интервалов кварты, квинты и
октавы нет обозначения «чистые»: такое обозначение ничего не прибавляет
к представлению об интервале. Иное дело — обозначение большого и малого
интервалов.

Название «чистые» было дано указанным интервалам в связи с тем, что они признавались «совершенными» консонансами в отличие от «несовершенных» консонансов, к которым относились терции и сексты. Октавы, квинты и кварты, как мы видели выше, совсем не имеют особенных прав на эту «чистоту», то есть на признание их «совершенной консонантности».

В таблице 4 жирным шрифтом обозначены интервалы, наиболее характерные для строения лада; они же наиболее существенны для запоминания. Таблицу хорошо сделать таких размеров, чтобы в каждой клетке могло уместиться нотное изображение интервала.

Заучивать все интервалы нет необходимости; достаточно хорошо усвоить отмеченные жирным шрифтом. Важно запомнить, что в мажорном ладе на I ступени нет малых и уменьшенных интервалов, что на главных ступенях (I, IV, V) терции и сексты большие, что на III и VII ступенях — малые секунды, на I и IV ступенях — большие септимы, на IV ступени — увеличенная кварта. Все остальные интервалы можно отыскать путем обращения, отправляясь от указанных.

В таблице 5 (в гармоническом миноре) образуются иные (отмеченные жирным шрифтом) характерные для этого лада интервалы.

Мы не приводим специальной таблицы интервалов в натуральном миноре, так как она выявила бы те же интервалы, что в натуральном мажоре, но в другом соотношении с тоникой.

Отличающиеся по сравнению с мажором интервалы гармонического минора, которые следует твердо запомнить, это — терции на главных ступенях тональности, увеличенная гармоническая секунда на VI ступени, увеличенная квинта на III ступени, уменьшенная квинта на II ступени и интервалы, производные от этих интервалов, в обращении.